Методика Л.Е. Журовой по своему объему и сложности речевого материала превышает ранее рассмотренные методики обучения дошкольников грамоте. Благодаря данной системе обучения дошкольники не только учатся читать, но и открывают для себя так называемую языковую действительность.
В процессе обучения грамоте идет интенсивное умственное развитие ребенка, формируется его учебная деятельность, что позволяет дошкольникам в дальнейшем без особых трудностей включаться в школьный учебный процесс.
Рассмотренные методики обучения грамоте ориентированы на обучение детей без речевой патологии. Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи требует специальной методики. Данный контингент детей испытывает большие трудности в овладении грамотой.
Ряд авторов в своих работах указывают на взаимосвязь между состоянием речи детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой.
Система обучения грамоте детей с ОНР разработаны ведущими специалистами, как Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
Рассмотрим особенности, структуру и содержание системы обучения грамоте детей с ОНР.
Л.Ф. Спирова и Р.И. Шуйфер указывают на первостепенность изучения звукобуквенного состава слова. Процесс обучения грамоте базируется на следующих условиях:
обучение ведется только на правильно произносимых звуках и словах;
предлагается иной порядок изучения звуков и букв по сравнению с методиками обучения грамоте детей без речевой патологии – а, у, о, м, х, п, к, с, н, в, ы, т, л, ш, р, ж, мягкие согласные, й, мягкие звонкие согласные, аффрикаты;
темп прохождения всех звуков более медленный;
развивается навык быстрой ориентации в звукобуквенном составе слова;
весь словесный материал знаком детям;
проводится систематическое повторение и закрепление речевого материала;
параллельно с изучение звуков и букв даются элементарные правила грамматики и правописания;
изучается один и тот же звук и буква;
ознакомление с новой буквой осуществляется путем анализа ее элементов;
широко используется аналитико-синтетическая работа с разрезной азбукой.
Обучение грамоте по системе Л.Ф. Спировой и Р.И. Шуйфер делится на два периода: подготовительный и букварный.
В подготовительный период ведется работа по общему развитию речи и формированию произношения.
Букварный период делится на четыре этапа.
Таблица 2. Этапы букварного периода обучения
| I этап | II этап | III этап | IV этап | 
| изучение звуков а, у, м, х, о, п, к, с, н, ы, в, т, л и соответствующих букв; сознательное усвоение артикуляции; усвоение слогового структурирования; анализ слова с последующим прочитывание; составление слова из разрезной азбуки; различение буквы и звука, гласного и согласного; ознакомление с предложением, вычленение предложений из потока речи; деление предложений на слова; раздельное написание слов; заглавная буква, точка. | изучение букв ш, р, з, ж, и, э, мягких согласных звуков мь, нь, пь, кь, сь, вь, ть, ль, хь, рь; правописание твердых и мягких согласных; объединение мягких звуков и гласными; работа по звуковому анализу и синтезу слов; вставка пропущенных букв, составление слов из слогов, предлагаемых вразбивку; списывание, письмо под диктовку; правописание жи, ши, перенос слов; написание имен, фамилий, названий городов. | изучение букв й, ё, ю, е, я; конечное положение звука й; правописание таких слов, как змей – змеи, сарай – сараи; правописание мягкого знака; буквы е, ю, я, ё, сопоставление с дифтонгами йэ, йу, йа, йо; усвоение слоговой структуры 4 – 5-сложных слов; плавное слоговое чтение; понимание прочитанного; слуховые и зрительные диктанты. | изучение букв ц, ч, щ, звонких согласных; различение и выделение звонких согласных; правописание сомнительных согласных; чтение целыми словами; различение слов, близких по звучанию и написанию; обучение чтению «про себя» и шепотом. | 
Данная система обучения грамоте ориентирована в основном на младших школьников с общим недоразвитием речи, но однако успешно применяется в процессе коррекционного обучения дошкольников с ОНР.
Методические аспекты обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи
	 Развитие и совершенствование методики обучения грамоте детей дошкольного возраста имеет свою историю. Более чем столетие тому назад К.Д. Ушинским был предложен звуковой метод обучения грамоте. Данный метод сменил существовавший до этого буквослагательный метод. Звуковой метод обучения грамоте имел  ...
	
Традиционные виды работы с неблагополучными семьями
	 Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами, так как они воспитывают одних и тех ...
	
Опытное преподавание
	 Опытное преподавание осуществлялось в 2007 году в 9 «б» классе МОУ с УИОП п. Демьяново Подосиновского района. Перед тем, как проводить опытное преподавание, я изучила соответствующую математическую и методическую литературу. После чего были разработаны и проведены факультативные занятия в соответст ...
	
 
			На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.