Методические аспекты обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи

Страница 2

Методика Л.Е. Журовой по своему объему и сложности речевого материала превышает ранее рассмотренные методики обучения дошкольников грамоте. Благодаря данной системе обучения дошкольники не только учатся читать, но и открывают для себя так называемую языковую действительность.

В процессе обучения грамоте идет интенсивное умственное развитие ребенка, формируется его учебная деятельность, что позволяет дошкольникам в дальнейшем без особых трудностей включаться в школьный учебный процесс.

Рассмотренные методики обучения грамоте ориентированы на обучение детей без речевой патологии. Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи требует специальной методики. Данный контингент детей испытывает большие трудности в овладении грамотой.

Ряд авторов в своих работах указывают на взаимосвязь между состоянием речи детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой.

Система обучения грамоте детей с ОНР разработаны ведущими специалистами, как Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.

Рассмотрим особенности, структуру и содержание системы обучения грамоте детей с ОНР.

Л.Ф. Спирова и Р.И. Шуйфер указывают на первостепенность изучения звукобуквенного состава слова. Процесс обучения грамоте базируется на следующих условиях:

обучение ведется только на правильно произносимых звуках и словах;

предлагается иной порядок изучения звуков и букв по сравнению с методиками обучения грамоте детей без речевой патологии – а, у, о, м, х, п, к, с, н, в, ы, т, л, ш, р, ж, мягкие согласные, й, мягкие звонкие согласные, аффрикаты;

темп прохождения всех звуков более медленный;

развивается навык быстрой ориентации в звукобуквенном составе слова;

весь словесный материал знаком детям;

проводится систематическое повторение и закрепление речевого материала;

параллельно с изучение звуков и букв даются элементарные правила грамматики и правописания;

изучается один и тот же звук и буква;

ознакомление с новой буквой осуществляется путем анализа ее элементов;

широко используется аналитико-синтетическая работа с разрезной азбукой.

Обучение грамоте по системе Л.Ф. Спировой и Р.И. Шуйфер делится на два периода: подготовительный и букварный.

В подготовительный период ведется работа по общему развитию речи и формированию произношения.

Букварный период делится на четыре этапа.

Таблица 2. Этапы букварного периода обучения

I этап

II этап

III этап

IV этап

изучение звуков а, у, м, х, о, п, к, с, н, ы, в, т, л и соответствующих букв;

сознательное усвоение артикуляции;

усвоение слогового структурирования;

анализ слова с последующим прочитывание;

составление слова из разрезной азбуки;

различение буквы и звука, гласного и согласного;

ознакомление с предложением, вычленение предложений из потока речи;

деление предложений на слова;

раздельное написание слов;

заглавная буква, точка.

изучение букв ш, р, з, ж, и, э, мягких согласных звуков мь, нь, пь, кь, сь, вь, ть, ль, хь, рь;

правописание твердых и мягких согласных;

объединение мягких звуков и гласными;

работа по звуковому анализу и синтезу слов;

вставка пропущенных букв, составление слов из слогов, предлагаемых вразбивку;

списывание, письмо под диктовку;

правописание жи, ши, перенос слов;

написание имен, фамилий, названий городов.

изучение букв й, ё, ю, е, я;

конечное положение звука й;

правописание таких слов, как змей – змеи, сарай – сараи;

правописание мягкого знака;

буквы е, ю, я, ё, сопоставление с дифтонгами йэ, йу, йа, йо;

усвоение слоговой структуры 4 – 5-сложных слов;

плавное слоговое чтение;

понимание прочитанного;

слуховые и зрительные диктанты.

изучение букв ц, ч, щ, звонких согласных;

различение и выделение звонких согласных;

правописание сомнительных согласных;

чтение целыми словами;

различение слов, близких по звучанию и написанию;

обучение чтению «про себя» и шепотом.

Данная система обучения грамоте ориентирована в основном на младших школьников с общим недоразвитием речи, но однако успешно применяется в процессе коррекционного обучения дошкольников с ОНР.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Обзор педагогических трудов Ф.В. Филипповича
Исследователями Ю.М. Колягиным и О.А. Саввиной установлено, что «Самым значительным трудом Филипповича явилась книга «Педагогика математики», написанная им в соавторстве с В. Р. Мрочеком и вышедшая в 1910 г.» Изданию «Педагогики математики» предшествовала кропотливая и длительная подготовка. Поскол ...

Роль тренера в команде
Тренерская работа необычайно сложна. Легко растеряться, за тысячью мелочей забыть о главном, за деревьями не увидеть леса. Столько всего надо учесть! Многие тренеры – бывшие игроки, которым на поле приходилось распоряжаться мячом, теперь предстояло распоряжаться людьми. Начинающему тренеру с первых ...

Введение иррационального числа. Методическая схема введения действительного числа
Следующее расширение понятия числа – иррациональное число. В соответствии с построением множества действительных чисел по Дедекинду на множестве рациональных чисел существуют только три вида сечений: 1) в В нет наибольшего, в В` наименьшее(деление множества рациональных чисел по числу, например,2); ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru