Т.А. Ткаченко предлагает систему обучения грамоте дошкольников с ОНР, где за основу взята общепринятая последовательность изучения звуков и букв по системе Г.А. Каше.
Обучение грамоте рассчитано на два года – в старшей и подготовительной к школе группах. Аренда контеи нера под склад в ювао www.skladovka.ru.
На первом году коррекционной работы дошкольники с общим недоразвитие речи приобретают четкие представления о каждом звуке, совершенствуют навык звукового анализа и синтеза.
Второй год обучения предполагает следующее:
с первых же занятий дается буквенное изображение изучаемых звуков, что способствует более быстрому запоминанию букв;
усвоение слоговых структур слов происходит посредством звукобуквенного анализа и синтеза;
выработку навыка послоговое чтения.
Особого внимания заслуживает система обучения грамоте дошкольников шести лет с общим недоразвитием речи Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Обучение грамоте по данной методике осуществляется на материале предварительно отработанных в произношении звуков. В основу системы обучения грамоте положен особый порядок изучения букв, который определяется артикуляционной сложностью произнесения звука.
Содержание обучения распределяется по периодам.
Таблица 3. Содержание обучения грамоте дошкольников с ОНР
Периоды |
Содержание обучения грамоте |
I |
Завершение работы по формированию готовности к обучению грамоте, начатой в старшей группе на занятиях по формированию звуковой культуры речи. |
II |
Начало обучение грамоте. Знакомство с гласными буквами, с согласными; складывание из букв разрезной азбуки слогов, слов по следам звукового анализа и синтеза; преобразование слов путем добавления, перестановки, замены звуков; осмысленное чтение. |
III |
Обучение грамоте. Расширение объема изучаемых звуков и букв; анализ и синтез односложных слов со стечением согласных, двусложных слов, трехсложных слов; упражнения на определение пропущенной буквы в слове; чтение слогов, составление слов из слогов; обучение слитному чтению с объяснением смысла прочитанного; членение предложений на слова, определение порядка и количества слов в предложении. |
Все содержание обучения грамоте реализуется через упражнения, предлагаемые детям в занимательной, игровой форме, с включением элементов соревнования.
На протяжении всего обучения развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия осуществляется одновременно с развитием звукобуквенного анализа и синтеза. Такая работа направлена на предупреждение дисграфии и дислексии.
Методические рекомендации Е.В. Кузнецовой и И.А. Тихоновой основаны на связи, которая существует между развитием других психических процессов ребенка и формированием его речи.
Последовательность изучения звуков дается в соответствии с программой обучения Г.А. Каше. Система обучения направлена на то, чтобы дошкольник научился осмысленному чтению, на поэтапное и последовательное формирование произвольного внимания к фонетическому и морфологическому составу слова, к синтаксису и орфографии, что имеет большое значение в профилактике письма и чтения.
Обучение грамоте по данным системам начинается с середины второго года обучения.
Отличительной особенностью системы обучения грамоте дошкольников с ОНР Н.В. Нищевой состоит в том, что непосредственно образовательный процесс начинается со средней группы. Н.В. Нищева предлагает обучить детей подготовительной группы алфавитному названию букв и выучить с дошкольниками сам русский алфавит.
По системе Нищевой ребенок с ОНР уже в средней группе читает слова, состоящие из двух открытых слогов, а в подготовительной группе к чтению добавляется письмо печатными буквами.
Содержание обучения грамоте распределено по кварталам. Звук дается одновременно с соответствующей ему буквой. Ознакомление с буквами рекомендуется проводить в такой последовательности:
средняя группа, второй квартал: а, у, о, и; третий квартал: п, т, к, м, н;
старшая группа, первый квартал: ы, б, д, г, х; второй квартал: в, ф, ш, ж, э; третий – с, з, ч, щ, л, р;
подготовительная группа, первый квартал: ц, й, е, ё; второй квартал: ю, я, ь, ъ.
Коррекционная значимость занятий по ознакомлению с окружающим со
слабовидящими детьми
Дети с нарушением зрения имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и не выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет и пространственное расположение. В связи с этим важно в период дошкол ...
Структура, направления, виды и формы социально-педагогической
деятельности
Структуру и содержание социально-педагогической деятельности рассматривают авторы многочисленных учебников и различных учебных пособий по социальной педагогике, однако каждый из авторов рассматривает ее с разных сторон, и единого понимания этого явления пока не достигнуто. Особые противоречия встре ...
Технология и приемы развития критического мышления учащихся
В предыдущем параграфе нами были рассмотрены разнообразные определения понятия критического мышления и его характеристики. Для педагога же не менее важным является знание не только различных подходов к пониманию критического мышления, но и знание, а еще лучше владение технологией развития критическ ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.