Технология и приемы развития критического мышления учащихся

Страница 2

В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

Таким образом, на фазе рефлексии учащиеся систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знаний. При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала и так далее) учащиеся производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Они также выражают новые идеи и информацию новыми словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Наряду с письменными формами не менее важной является устная рефлексия. Разрешая диалог на стадии рефлексии, учитель дает возможность увидеть и рассмотреть различные варианты мнений на один и тот же вопрос. Это время переосмысления и перемен в учебном процессе. В это время ознакомление с разнообразными способами интегрирования новой информации приводит к более гибким конструкциям, которые могут применяться в будущем более эффективно и целенаправленно. Каким образом можно стимулировать рефлексию? Таким действенным механизмом могут быть вопросы. Еще одним стимулом активизации рефлексии являются субъективные суждения самого учителя. Позиция партнерства позволяет сделать атмосферу обсуждения более открытой. В процессе рефлексии оцениваются результаты работы учащихся.

В рамках образовательной технологии развития критического мышления существует множество технологических приемов. Комбинируя эти приемы, учителя могут адаптировать урок к конкретному материалу и к уровню развития учащихся. На стадии «Вызова» могут быть применены следующие приемы: парная или групповая мозговая атака (мозговой штурм), составление «кластеров» (ассоциативных полей), заполнение конструктивных полей, ведение «бортового журнала» на уроке и т.д. На стадии реализации может быть применена система маркировки текста «инсерт», таблицы «Плюс-Минус-Интересно», «Знаем-Хотим узнать-Узнали». Находясь на заключительной стадии «Рефлексии» учитель может комбинировать вышеназванные приемы, а также обратиться к групповому подведению итогов, обсуждению результатов, возвратиться к поставленной в начале урока проблеме и проверить, нашла ли она свое решение. На стадии «Рефлексии» учитель может развивать творческое начало учащихся, давая задание придумать «синквейн» (короткая рифмовка), написать эссе и т.д.

Рассмотрим конкретные приемы развития критического мышления студентов, которые необходимо использовать на учебных занятиях:

1. Прием “двухрядный круглый стол”. Учитель образует из участников две группы. Первая группа образует “внутренний” круг. Участники этой группы свободно высказываются по проблеме. Участники “внешнего” круга фиксируют высказывания участников «внутреннего” круга, готовив свои комментария и вопросы. Учитель осуществляет координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, фиксирует различные точки зрения. В заключение работы учитель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии.

2. “Бортовой журнал” – фиксация информации с помощью ключевых слов, графических форм, кратких предложений, вопросов.

3. Эссе – произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему, ориентация на разговорную речь, склонность к парадоксам. Данная методика направлена на диагностику исследовательских умений, умение подбирать источники информации. Основным требованием к использованию данной методики является самостоятельное проведение исследования. Эссе должно включать следующие части, отвечающие следующим требованиям:

А) Краткое содержание, в которое необходимо:

- четко определить тему и предмет исследования или основные тезисы;

- кратко описать структуру и логику развитие материала;

- сформулировать основные выводы.

Б) Основная часть эссе (содержит основные положения и аргументацию).

В) Заключение содержит следующее:

- четкое выделение результатов исследования и полученных выводов;

- обозначение вопросов, которые не были решены и новые вопросы.

4. Таблица “З-Х-У” – способ организации материала – “Знаю”, “Хочу узнать”, “Узнал”.

5. “Мозговой штурм” – групповое генерирование большого количества идей за относительно короткий отрезок времени.

Принцип прост. Вы выбираете группу людей, ставите им задачу и просите всех участников обсуждения высказывать свои мысли по поводу решения этой задачи.

Как показывает практика, путём “мозгового штурма” всего за несколько минут может получиться несколько десятков идей.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Запоминание, его особенности
Память как психическая деятельность подразделяется на процессы запоминания, сохранения/ забывания, воспроизведения и узнавания. Запоминание - это установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека, "закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под дейст ...

Компенсаторная роль осязания при зрительном восприятии изображений предметов
При неполноценном зрительном восприятии нужна постоянная опора на осязательное и слуховое восприятие. Совместная работа неполноценного зрительного анализатора с кожным и двигательным анализаторами обеспечивает более высокий эффект при восприятии изображений. Большинство детей начинают анализ с расс ...

Применение методов объяснения
Весь учебный материал, который когда-либо где-либо преподавался, авторский – известных или, увы, неизвестных авторов. Будь то схоластические истины Средневековья, реакции в ядрах тяжелых звезд или курсы МВА – все является чьим-то трудом, кто-то создал излагаемый научный материал. Природу или социум ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru