Компенсаторная роль осязания при зрительном восприятии изображений предметов

При неполноценном зрительном восприятии нужна постоянная опора на осязательное и слуховое восприятие. Совместная работа неполноценного зрительного анализатора с кожным и двигательным анализаторами обеспечивает более высокий эффект при восприятии изображений. Большинство детей начинают анализ с рассматривания изображения. Это свидетельствует о ведущей роли зрительного восприятия, даже при глубоком нарушении зрения.

Широкое использование неполноценного зрения при восприятии изображений имеет свои отрицательные стороны. Полагаясь на неполноценное зрение, дети не развивают осязание.

Правильно делают тифлопедагоги, когда на первоначальном этапе обучения практически слепых детей с помощью специального экрана или темных очков выключают остаточные функции зрения и процесс обучения строится на тактильно - кинестетической основе. Это не означает, что остаточное зрение не должно использоваться в процессе восприятия учебного материала. Даже весьма незначительное зрение играет важную роль в процессе восприятия предметов, особенно при ориентации ребенка в пространстве. При некоторых клинических формах недоразвития зрительных функций ( амблиопия, альбинизм, микрофтальм и др. ) зрительное восприятие постоянно совершенствуется. Очень важно наряду с охраной остаточного зрения использовать различные пути коррекционного воздействия, направленного на разностороннее формирования приемов и способов зрительного анализа и синтеза.

Неполноценность зрения ограничивает возможности целенаправленного наблюдения. Нормально видящий ребенок задолго до обучения в школе в условиях повседневной жизни и игровой деятельности овладевает приемами и способами зрительного наблюдения и обозрения окружающего мира. Все это способствует развитию функций зрительного анализа и синтеза. Зрительное ощущение, ассоциируясь с осязательными, слуховыми и др. ощущениями, доставляет массу впечатлений. Эти впечатления являются важной основой развития образного мышления детей.

Восприятие, в отличие от ощущения, отражает не отдельные предметные качества, а весь предмет как целое. Различные свойства предмета, воспринимаемые с помощью различных анализаторов, запечатлеваются в мозгу благодаря замыканию временных связей, являющихся физиологическим механизмом этих процессов. Благодаря образованию этих временных связей внутри и между анализаторами происходит восприятие предметов в целом.

Выключение зрения само по себе не дает обострения чувствительности других рецепторов организма. Только в условиях какой либо деятельности (игре, труде) восприятие предметов собирается другими анализаторами, которые, действуя совокупно, в значительной мере компенсируют отсутствующее зрение. На основе последовательных осязательных ощущений ровно, как и на основе симультативных зрительных, создается целостный образ воспринимаемого предмета.

При включении зрения, главную роль в познании предметов приобретает рука, поэтому характер протекания восприятия становится своеобразным. Рука не воспринимает предмета в движении, в перспективе, не может мгновенно воспринять предмет большой величины. Поэтому для получения определенного целостного образа необходимо выработать в осязательном восприятии определенный навык, т.е. научить выделять существенные части в предмете, контуре, сводить фигуру к простым, уже известным формам. Обычно зрительное восприятие уже складывается в дошкольном возрасте.

Для овладения приемами и способами осязательного восприятия и развития движений особенно большое значение имеют занятия по ручному труду. Изготовление детьми изделий из бумаги, пластилина и т.д. способствует развитию координации движения рук, обогащает представления детей, повышает познавательный интерес при обследовании предметов и их частей.

Смотрите также:

Барьеры в инновационной деятельности
В данном параграфе мы рассмотрим основные барьеры, возникающие в инновационной деятельности. Анализ результатов внедрения современных технологий обучения в педагогическую практику показывает, что они позволяют сделать педагогический процесс более управляемым и эффективным на основе его системного п ...

Анализ программы по ознакомлению с предметами и явлениями окружающей действительности, развитию осязания для слабовидящих детей
В 1999 году вышла “Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли – сад – начальная школа)”, “Программы детского сада”, “Коррекционная работа в детском саду”под редакцией Л.И. Плаксиной Министерство общего и профессионального образования Росс ...

Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии "трудных" слов
Со второй половины 19 века в русском языкознании родился настоящий интерес к тем процессам, которые происходили в языке столетия назад. Молодой в ту пору лингвист И.А. Бодуэн де Куртенэ, сравнивая древние памятники письменности, приходит к выводу о том, что " в языке, как и вообще в природе, в ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru