После проведения с детьми коррекционных занятий, нами была проведена повторная диагностика всех 24 детей по тем же методикам, что и на начальном этапе эксперимента (Катаева А.А., Стребелева Е. А.):
1). Методика "Цвета";
2). Методика "Формы";
3). Методика "Сложи полоски";
4). Методика "Определи, у кого какой предмет".
В итоге были получены следующие результаты.
Количественные данные, полученные при проведении методики "Цвета", представлены в таблицах 12 и 13 и на рисунке 5.
Таблица 12
Восприятие дошкольниками основных и дополнительных цветов (в % от общего числа испытуемых)
Категория детей |
Выбор основного цвета при назывании его взрослым |
Называние основного цвета |
Выбор дополнительного цвета при назывании его взрослым |
Называние дополнитель-ного цвета |
Дети с нормальным развитием |
100 |
100 |
91,7 |
83,3 |
Дети с нарушением интеллекта |
100 |
91,7 |
58,3 |
41,7 |
Таблица 13
Восприятие дошкольниками с нарушением интеллекта основных и дополнительных цветов на контрольном этапе эксперимента
Дети с нарушением интеллекта |
Выбор основного цвета при назывании его взрослым |
Называние основного цвета |
Выбор дополнительного цвета при назывании его взрослым |
Называние дополнитель-ного цвета |
Вова К. Костя В. Вика С. Сережа В. Вася Т. Тарас Б. Белла Р. Рита Б. Боря Д. Дина Н. Настя Л Леня Ш. |
+ + + + + + + + + + + + |
+ + + + + - + + + + + + |
+ + - + + + - + - + - - |
- + - - - + - - - + + + |
%/кол-во правильно ответивших |
100/12 |
91,7/11 |
58,3/7 |
41,7/5 |
Примечание: 1 параметр: выбор основного цвета; 2 параметр: называние основного цвета; 3 параметр: выбор дополнительного цвета; 4 параметр: называние дополнительного цвета.
Рис.5. Сравнительные показатели по методике "Цвета" на констатирующем и контрольном этапах
Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что у детей с нарушением интеллекта легкой степени представления о цвете стали более сформированы. В назывании основного и дополнительных цветов трудности возникли теперь у 90,7 % и у 54,7% детей (ранее - 84,7% и 34,7%). Наибольшие трудности у дошкольников с нарушением интеллекта возникали также в узнавании дополнительных цветов.
Исходя из представленных в таблице данных, видно, что 90,7% дошкольников с нарушениями интеллектуального развития и 98,6% детей с нормальным развитием правильно называют предъявляемые им основные цвета. Высокие показатели говорят о том, что слова-названия цветов имеются в активном словаре дошкольников, и они их используют в своей речи.
Таким образом, можно говорить о том, что представления об основных цветах спектра у детей с нарушением интеллекта легкой степени находятся теперь на более высоком уровне и приближены к возрастной норме, в то время как узнавание и называние дополнительных цветов дошкольниками с проблемами в развитии вызывают наибольшие трудности.
Вторая методика проводилась с целью определения знаний детей о геометрических фигурах и их названиях.
Результаты контрольного этапа по данной методике отражены в таблицах 14, 15 и 16, а также на рисунке 6.
Таблица 14
Восприятие дошкольниками геометрических фигур (в % от общего числа испытуемых)
Категория детей |
Выбор геометрической фигуры при назывании её взрослым |
Называние геометрической фигуры детьми |
Дети с нормальным развитием |
91,7 |
83,3 |
Дети с нарушением интеллекта |
83,3 |
83,3 |
Современные программы по нравственному воспитанию дошкольников
Проблема воспитания с учетом гендерных особенностей позволяет по-другому видеть и детей, и сам процесс нравственного воспитания дошкольников. Эту проблему разрабатывают и специалисты-практики детских садов, и ученые-психологи, педагогики, нейрофизиологи. Особенности развития мальчиков и девочек опр ...
Способы автоматизации
Перейдём к вопросам усвоения слова. Автоматизация происходит на основе условно-речевых упражнений. Учителю важно понять их сущность, специфику, именно поэтому в них, прежде всего, используются установки, носящие коммуникативный характер. В этом случае учащиеся должны выполнять не просто учебную зад ...
Факторы, влияющие на формирование ИСУПД
Активность учащихся обеспечивается тем, что развитие процесса учения удовлетворяет и закрепляет такие значимые для ученика потребности, как потребность в новых знаниях, потребность в творчестве, потребность в самоутверждении, потребность пережить чувство успеха, потребность в общении с товарищами и ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.