Опытно-экспериментальная работа по стимулированию процесса самовоспитания у подростков

Педагогика » Технология стимулирования у подростков мотивации к самовоспитанию » Опытно-экспериментальная работа по стимулированию процесса самовоспитания у подростков

Страница 2

Ожидаемое отношение от других – шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.

Вывод:

Таким образом, для проведения контрольного этапа исследования мы выделили следующие соответствия вопросов мини-опросника диагностическим шкалам теста самоотношения Столина В. В., Пантелеева С. Р. и их значения:

1) – Шкалы S, I, 1, 3 – самоуважение или обратное – самокритичность, некая степень недовольства собой как сознательный стимул к самовоспитанию;

2) – 6, 7 – осознанность, понимание себя - самопонимание;

3) – IV - самоинтерес;

4) – II (реверсивная шкала 5, т.е. представленная в ее обратном значении) – уровень конкретных действий, дружелюбие/враждебность к себе.

На основе тех методик, которые были описаны в предыдущем параграфе, мы выделили три степени развитости диагностируемых показателей в процентах:

низкий – от 0 до 33,30%;

средний – от 33,30 до 66,70%;

высокий – от 66,70 до 100%.

Данный метод оценки результатов позволил нам упростить процедуру их анализа, сравнения и интерпретации результатов.

В следующем параграфе мы дадим оценку полученным результатам.

В ходе контрольного этапа исследования мы получили результаты, котороые можно оценить следующим образом.

По отношению респондентов к самовоспитанию можно сделать вывод, что подростки в целом достаточно активно относятся к себе, открыты для самосовершенствования.

Таблица 3. Сравнение результатов мини-опросника и диагностических шкал теста самоотношения Столина В. В., Пантелеева С. Р.:

Параметры определения развития самовоспитания

1

2

3

4

До занятия

Выс.

Низ.

Сред.

Выс.

После занятия

Сред.

Выс.

Сред.

Выс.

Как видно из результатов данной сравнительной таблицы, уровень самоуважения у подростков снизился, что говорит о повышении самокритичности группы, повышении их общего уровня недовольства собой, «внутренней последовательности», «самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным. Этот результат положительно подтверждается положениями, описанными в предидущей главе: о том, что подростки должны в определенной мере осознать себя, свои качества и недостатки, то есть у них должна быть критическая самооценка, для возникновения осознанного стремления к самовоспитанию. Оценка уровня самопонимания группы дала значительное увеличение уровня осознности, понимания себя, т.е. нам удалось довести до сознания подростков понятие ценности собственной личности как субъекта и объекта самовоспитания. Остальные, выделенные нами значение самоинтереса и значение уровня конкретных действий, остались неизменными. Это, а также результаты работы вообще, можно объяснить следующим образом. Так как формирующая часть экспериментального исследования проводилась в слишком короткий промежуток времени, не достаточный для полноценной результативности технологии, то оценку и анализ результатов следует считать предварительными, а статистические данные – незначительными для построения серьезных концептуальных выводов. Данное педагогическое исследование и разработку технологии следует продолжать.

На сегодняшний день накоплен достаточно богатый материал по проблеме самовоспитания.

Самовоспитание — сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Необходимым условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания. Самовоспитание обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями общества к гражданам, их образованию и качествам; педагогическими воздействиями, которым подвергается учащийся в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этих причин создаются внутренние предпосылки для самовоспитания, формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные идеалы и цели. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, личностных смыслов. Необходимыми компонентами самовоспитания являются: самоанализ личностного развития, самоотчет, самоконтроль.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Школа как социальный институт
Школа, как социальный институт, должна готовить к жизни. А жизнь - это не только академические знания. Социализация не сводится, конечно, лишь к передаче знаний об основах наук. Развитие человека в школе как личности и субъекта деятельности обязательно включает в себя: 1) развитие интеллекта; 2) ра ...

Преимущества использования мультимедийных презентаций
Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх ...

Реализация программы по использованию элементов технологии развития критического мышления при обучении монологической речи учащихся на уроках немецкого языка
Программа по использованию элементов технологии развития критического мышления при обучении монологической речи на уроках немецкого была частично реализована в 11 классе МОУ «Павлоградская гимназия» в период педагогической практики в рамках темы «Kinder – Eltern – Kontakte». Фрагмент урока №1. Тема ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru