Гендерный подход в формировании нравственных ценностей дошкольника

Педагогика » Практический опыт нравственного воспитания дошкольников с учетом гендерных особенностей » Гендерный подход в формировании нравственных ценностей дошкольника

Страница 1

В связи с социальными изменениями в современном обществе разрушаются традиционные стереотипы мужского и женского поведения. По этой причине воспитание дошкольников в соответствии с их полом является актуальной задачей педагогической работы. В обществе смешались половые роли мужчин и женщин. Это связано и с физическим проявлением этого смешения.

На фоне происходящих изменений в обществе меняются и дети: девочки с их внутренним состоянием, морально-нравственными позициями зачастую лишены скромности, нежности, терпимости, не умеют мирно сдерживать возникающие конфликтные ситуации и не ищут компромиссов, а мальчики, наоборот, не умеют отстоять свое мнение, точку зрения, защитить более слабого, часто сами слабы физически и эмоционально неустойчивы. Нередки случаи таких примеров, когда у мальчиков отсутствует уважение к девочкам, они не помогают им, не считая это нужным и возможным для себя, a, зачастую и думая, что это проявление слабости, а девочки не спешат помогать мальчикам, где нужна нежность и аккуратность.

Стало привычным видеть курящую женщину, женщину за рулем автомобиля; современные женщины давно освоили и другие "неженские" профессии, тогда как мужчины не слишком торопятся взвалить на себя часть женских забот и хлопот.

Сложившаяся ситуация в корне отличается от той, что складывалась не то, что годами, веками: уважение к старшим, проявление заботы по отношению к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность. Особенно значителен был статус женщины-матери. Её роль в воспитательном воздействии признавалось настолько определяющим, что и положительные, и отрицательные результаты воспитания приписывались в первую очередь ей. С этим трудно не согласиться и в настоящее время. Именно от матери ребенок получает основы нравственного воспитания, первые азы морали впитываются с материнским молоком.

Термин "гендер" был введен в науку с целью разграничения биологической и социальной характеристик пола (в переводе с английского gender - "род").

Понятие "гендер" отражает социально обусловленную природу мужского и женского и акцентирует внимание на том, что социальные различия мужчин и женщин не всегда являются естественным продолжением биологических различий, а обусловлены влиянием социальных факторов.

Обобщая понятия, предлагаемые различными авторами, можно обозначить гендер как социальный пол, полоролевые отношения как продукт культуры; социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

По мнению Л.В. Градусовой, у детей половые (гендерные) роли существуют не в готовом, свойственном взрослым виде, а формируются в ходе социализации. Как показывает опыт, педагогика, не учитывающая психологических особенностей мальчиков и девочек, неспособна эффективно решать задачи полоролевой социализации подрастающего поколения, подготовки к выполнению половых социальных ролей.

Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.

Время неумолимо и требования к женщине в современном обществе тоже изменились. Изначально уже даже девочке должны быть присущи проявления не только мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим, то есть традиционно женских качеств, но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. A для мальчиков также сильно стали важны такие качества, помимо традиционно мужских (сила, выносливость, храбрость), как терпение, возможность оказать посильную помощь, заботу, отзывчивость.

Как мы отмечали выше, в давние времена полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно: девочки большую часть проводили с матерью, а воспитание мальчиков с трех лет руководил отец. Дети видели своих родителей, общались с ними, и у них в результате формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин в данной семье. И, если это мальчик, то он являлся воплощением воли, силы, выносливости.

Анализ работ по педагогике, работы и исследования практиков показали, что в раннем детстве основой всестороннего развития, как девочек, так и мальчиков, были игры. В играх главенствовал принцип справедливости, каждый получал по заслугам, девочки и мальчики были равны. Но в то же время у детей была сформирована привычка жить и играть по общим законам коллектива, принятым морально-этическим нормам, установленным порядкам, что приучает его жить и сосуществовать с учетом своего полоролевого положения.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Школа как социальный институт
Школа, как социальный институт, должна готовить к жизни. А жизнь - это не только академические знания. Социализация не сводится, конечно, лишь к передаче знаний об основах наук. Развитие человека в школе как личности и субъекта деятельности обязательно включает в себя: 1) развитие интеллекта; 2) ра ...

СФУ как ключевой элемент в развитии научного потенциала региона
Темпы роста российского и, в частности, сибирско-дальневосточного рынка технологических разработок и подготовки кадров столь значительны, что он становится важным сегментом глобального экономического пространства. Для российских исследователей, разработчиков и учреждений профессионального образован ...

Характеристика пересказа у детей с ОНР III уровня
Нарушение связной речи (пересказа), один из симптомов общего недо развития речи. III уровень речевого развития предполагает наличие разверну той фразы, однако связная речь сформирована недостаточно. Ог раниченный словарный запас, одинаково звучащие слова, кото рым придается то или иное значение в з ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru