Особенности коммуникативно-направленного подхода в обучении английскому языку

Педагогика » Формирование компетенции на уроках английского языка в начальной школе » Особенности коммуникативно-направленного подхода в обучении английскому языку

Страница 1

Исходя из того, что развитие коммуникативной компетенции является основой содержания обучения иностранному языку, и что коммуникативная компетенция может быть сформирована только при условии сбалансированного, равномерного функционирования абсолютно всех ее структурных компонентов, необходимо определить какая методика обучения является наиболее эффективной и целесообразной.

На сегодняшний день существуют следующие концепции или подходы в обучении иностранному языку:

осознанно-практическая концепция (П. Плахотник);

коммуникативно-функциональная концепция (Т. Сирык);

системно-коммуникативная концепция (Р. Мартынова);

коммуникативно-ориентированная концепция (авторы учебников, изданных в Оксфорде);

коммуникативно-личностный и коммуникативно-ситуативный подходы (Скляренко, Т. Клементьева).

В чем же заключается сущность коммуникативного-ориентированного подхода в обучении иностранному языку?

Коммуникативный подход – подход, обеспечивающий воздействие на собеседника, оптимальность обучения с точки зрения эффективности воздействия на другого человека. Это подход напрямую связан со строением и особенностями речевой деятельности, поэтому в методике часто употребляется термин «коммуникативный системно-деятельностный» подход.

Этот подход представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное и взаимосоотнесенное обучение иностранному языку как средству общения в условиях воспроизводимой на учебных занятиях речевой деятельности – неотъемлемой и составной части общей деятельности. Коммуникативный системно-деятельностный подход предполагает полную и оптимальную систематизацию взаимоотношений между компонентами содержания обучения. К ним относятся:

система общей (педагогической) деятельности;

система речевой деятельности, система речевого общения (коммуникации, интеракции и взаимно перцепции);

система изучаемого иностранного языка;

системное соотнесение родного и иностранного языков (их сознательно-сопоставительный анализ);

система речевых механизмов (речепорождение, речевосприятие, речевое взаимодействие);

текст как система речевых продуктов, система структурно-речевых образований (диалог, монолог, монолог в диалоге, разные типы речевых высказываний и сообщений);

система (процесс) овладения иностранным языком;

система (структура) речевого поведения человека.

Наиболее эффективными направлениями, способствующими реализации коммуникативный направленности обучения иностранному языку, считаются:

влияние концептуальных составляющих на содержание;

отбор и организация учебного языкового и речевого материала;

моделирование в учебном процессе ситуаций общения и способы формирования речевых навыков обучающихся;

самоанализ и управление учебной деятельностью на занятиях с учителем и в самостоятельной работе.

При более детальном рассмотрении коммуникативной направленности обучения следует учесть, что коммуникативно-ориентированнное обучение иностранному языку должно учитывать особенности реального общения. Под реальным общением понимается не просто передача и сообщение информации познавательного и оценочного характера, обмен знаниями, умениями и навыками, а, прежде всего, обеспечение взаимопонимания людей в процессе речевого взаимодействия. Речевая деятельность в качестве системы рассматривается как неотъемлемая и составная часть общей деятельности. Систематизация общения предполагает анализ содержания, структуры и взаимодействия коммуникативного (информационного обмена между партнёрами), интерактивного (взаимодействия партнёров) и перцептивного (взаимовосприятия и взаимопонимания партнёрами) аспектов.

Коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку – это речевая направленность процесса обучения, ориентация не только на содержательную сторону общения, но и на форму высказывания. Существенную роль в реализации коммуникативно-ориентированного обучения играет ситуативность в отборе материала и организация его закрепления применительно к определенным ситуациям общения. Определенным шагом в достижении сформированности коммуникативной компетенции является усвоение социокультурных аспектов общения на изучаемом языке. Это влечет за собой изучение менталитета, отношений, поведения, ценностей, соответствующих культуре изучаемого языка. Составляющими культуры являются три основные категории элементов: единицы материальной культуры (абсолютно все физические объекты); духовная культура (все понятия, включая систему верований, ценностей и этических представлений) и социальная культура, или модели поведения. Проектирование языковой среды как системообразующего элемента коммуникативно-ориентированного обучения подразумевает моделирование всех трех, без исключения, перечисленных элементов культуры. На занятиях по иностранному языку, формируя коммуникативную компетенцию, преподаватели создают учебные ситуации, помогающие учащимся приобретать знания, умения и навыки в различных видах речевой деятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Содержание и методы коррекционной работы по развитию осязания
Потеря зрения или ухудшение нормального зрения как мощного дистантного анализатора частично восполняется у слепых и слабовидящих взаимной деятельностью сохранных органов чувств: осязания, слуха, обоняния. При помощи слуха и обоняния различаются признаки знакомых предметов, воспринятых дистантно. Вс ...

Особенности дифференцированного подхода к организации занятий по обучению двигательным действиям
С целью осуществления дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все учащиеся общеобразовательных учреждений по уровню здоровья и физической подготовленности подразделяются на три медицинские группы – основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих гру ...

Организация эксперимента по проверке эффективности коррекции неуспеваемости учащихся
Описание методик, диагностика. Диагностика памяти Методика 1. Ведущий тип памяти. Цель: оценка уровня развития слуховой, зрительной, моторно-слуховой, зрительно-слухо-моторной памяти. Для проверки ведущего типа памяти предлагаются следующие четыре набора слов: I II III IV Дерево Самолет Пароход Вол ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru