Проблема нравственности остается актуальной в наших школах. Может быть она более актуальна сегодня, когда в силу многих причин воспитать высоконравственную личность особенно непросто.
Много было и есть споров о почерке. Одни считают, что это немаловажная деталь, другие отрицают его значимость, а некоторые утверждают, что почерк – это характер, поэтому сформировать его (почерк) невозможно. Но, если почерк отражает характер (что не вызывает сомнения), разве можно в таком случае отрицать тот факт, что, работая над постановкой почерка, мы можем содействовать формированию характера? Ведь обратная связь обязательно есть. Работая над каллиграфией, мы воздействуем на ребенка в воспитательном плане. Обучение письму должно стать частью нравственного, эстетического воспитания, способом постижения прекрасного. Это особенно важно в период становления прекрасного. Это особенно важно в период становления почерка, который совпадает с периодом становления личности. Такие положительные качества, как аккуратность, целеустремленность, внимание, чувство гармонии, желание доставлять радость близкому тебе человеку своим трудом – все это можно с успехов формировать в процессе обучения письму.
Красивое письмо – это выражение отношения к другим людям, а неряшливый, малоразборчивый почерк в какой-то мере свидетельствует о невнимании, безразличии к другому человеку. Однако умение видеть красивое недостаточно. Важно научить ребенка созидать, снять в первые школьные дни психологическую перегрузку, через обучение письму научить думать, развивать логику мышления, сделать этот предмет не изнурительным, а увлекательным, интересным и результативным.
Дети с первого дня проговаривают вслух все, что пишут, постоянно проводят анализ, сравнения, большую часть новых букв разбирают самостоятельно. Сложнее всего написать те буквы, которые включают в себе овал. По возможности можно заменить прямой наклонной линией с поворотом на месте, оставив овалы в основном только в верхней части буквы. Полностью овалы сохраняются в буквах о, б, ю, в, ы, ь, ъ, в остальных написание построила на основе крючка. Обязательное условие при написании: поворот на месте («качалочку») выполнять после того, как прямая наклонная линия коснется нижней линейки рабочей строки. Дети выучиваются красиво писать за первые 3-4 недели. В присутствующей методике алгоритм письма не только помогает обучать, но и дает возможность корректировать почерк у учащихся разного возраста.
Помочь детям выправить почерк можно. Однако следует помнить, что детская графология – деликатная и тонкая наука, требующая большого опыта. Поэтому всякий раз надо быть крайне осторожным, переучивая ребенка, меняя его почерк. Необходимое условие: желание детей и умение учителя побудить это желание, зажечь эту искорку в душе ребенка. И успех может прийти в любой из дней, начиная с третьего урока, посвященного отработке каллиграфии.
По прописям, поняв принцип письма, можно работать в разноуровневых классах. Причем работу в коррекционных классах можно проводить на более доступном для них уровне, получая при этом хорошее качество написания, а в классах, где дети с более высоким интеллектом развития, эту же работу можно проводить на возрастающем уровне трудности. Надо видеть, что переживает ребенок и его родители, когда из трудно читаемого его письмо превращается в письмо, способное доставить радость всем, в письмо с более высокой грамотностью. Красивое письмо – это очень важный и нужный процесс, который, к сожалению, в последнее время получил ослабление в учительской среде. Аккуратные, красивые работы дают не только грамотное письмо, но и сказываются на формировании мира ребенка, помогают ему расти внутренне красивым человеком.
Практику я проходила во 2 классе. Дети учатся по традиционной методике ¼. В классе 18 детей с разным уровнем подготовленности.
Сам по себе урок чистописания в школе не проводится, а проводятся минутки чистописания. В рабочей тетради у детей написан показ (у всех одинаковый), выбирается то соединение, т.е. каллиграфические ошибки, которые дети в большинстве допускают. Учитель на доске показывает, как нужно правильно делать соединения, дети смотрят и записывают в своих тетрадях. До проведения минутки чистописания детьми были допущены такие ошибки:
1) По нарушению форм букв – 12 детей
2) Неумение писать буквы с овалами – 9 детей
3) Нарушение наклона – 11 детей
4) Размашистый почерк – 7 детей
5) Отрывистое письмо – 9 детей (более подробно см. в«Приложении»)
После проведения минуток чистописания, дети значительно лучше стали писать. Это после 2-х недельного проведения:
Определение уровня развития представлений о форме предметов у детей
контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе эксперимента
Целью контрольного эксперимента явилось выявление динамики уровня развития представлений о форме предметов у детей. Для этого нами был проведен эксперимент, аналогичный тому, что проводился в начале исследования. Необходимо отметить, что эксперимент проводился с экспериментальной и контрольной груп ...
Жизнь и педагогический путь
Жан Жак Руссо родился в 1712 г. в Женеве (Швейцария) в семье французов. Он был выходцем из народных низов, его предками были крестьяне и ремесленники, а отец - часовых дел мастером. Рано лишившись матери, Жан Жак рос как круглый сирота, так как отец мало занимался им. Предоставленный самому себе, о ...
Организация питания в американских детских садах
В типичном саду Америки количество приемов пищи стандартно: завтрак, второй завтрак (снек), обед и полдник. Обычно родители к ужину забирают своих чад домой, поэтому практически все учреждения для дошколят ужин не предоставляют. Но существуют вариации – родители начинают работать не раньше десяти ч ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.