Изменения, происходящие в нашем обществе, ведут к тому, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью; требуется способность работать в команде, сотрудничать, вести грамотный диалог, а в школе дети сидят на уроке за партами с учебниками молча друг за другом. А мы так давно говорим о ценности индивидуальности (о личностно-ориентированном подходе к учащимся, об идеях гуманизации), о неповторимости каждого школьника, а школа продолжает учить всех всему одинаково, не взирая на различия склонностей и интересов…
К сожалению, пока еще в большинстве нынешних школ ученику отводится стандартная роль, от него ничего не зависит, он играет по общепринятым правилам, и в этом вся суть его учебной деятельности, более того, он остается ведомым, а не ведущим. Проблемы современного школьного образования можно выразить в одном тезисе: "Жизнь требует одного - школа учит другому." Жизнь требует, чтобы человек сам умел искать и работать с информацией - школа ему преподносит ее готовой, нужно лишь запомнить.
Пока ребенок учится в школе, он получает огромный объем информации. Но большая часть этой информации не пригодиться ему после школы, да и в дальнейшей жизни тоже, а то и вовсе им просто забудется по окончанию школы.
Дебаты вокруг школьного образования не утихают, и в среде специалистов - как на уровне преподавателей, так и на уровне властных структур. Поколения меняются на их глазах, дети уже не похожи на своих родителей - они умнее и выносливее.
Здесь актуально вспомнить исследования Маргарет Мид, относительно того, на какой стадии общественного развития мы сейчас находимся. По ее словам в начале нашего столетия мы совершаем переход от кофигуративного к префигуративному обществу. Речь идет о дальнейшем развитии новых тенденций, зародившихся на стадии кофигурации и связанных с расширением в образовательном процессе содержания и функций сферы субъектного опыта, отражающей индивидуальные характеристики его носителя.
Основным источником формирования опыта в учебном познании становится разнообразная деятельность, осуществляемая самим учеником самостоятельно или при консультативной помощи учителя. В структуре субъектного опыта меняется соотношение типовых компонентов поведения и мышления, задаваемых сообществом в виде социокультурных эталонов, и индивидуальных способов жизнедеятельности, приобретаемых и реализуемых учащимися в познании, общении, активных формах отношения к окружающей социальной и природной действительности. Система образования ориентирована на сопровождение ученика в процессе становления собственного опыта, отвечающего возможностям и устремлениям личности в ее самореализации, в освоении стремительно меняющейся ситуации общественного развития. Создание специальных условий и оказание необходимой помощи в реализации обучающимся свободного и ответственного выбора такого опыта становится основной функцией школы.
Опираясь на данный опыт, ученик оказывается субъектом конструирования содержания своего образования. Качественное своеобразие учебного процесса определяется возможностями проявления с позиции субъектного опыта избирательного отношения к предметному материалу, способам и формам его изучения.
Материал для упражнений по формированию каллиграфических навыков учащихся
2-3 классов
Предлагаем материал для упражнений по формированию каллиграфических навыков учащихся, мы исходим из того, что во 2-3 классах специальных уроков чистописания не выделяется. Упражнения по чистописанию проводятся ежедневно на уроках русского языка в течение 8-10 минут. Совершенствование навыков графич ...
Развитие методики преподавания математики в России во второй половине XIX —
начале XX века
Исследователем А.В. Ланковым установлено: «Во второй четверти XIX века произошли резкие изменения в соотношении крепостного и вольнонаёмного труда, вызванные ростом промышленности и рабочего класса. Крепостническое производство вытесняется производством капиталистическим. В недрах крепостного хозяй ...
Доисторическая эпоха бессознательного умозаключения
Положение, которое человека занимает в природе, очень отличается от того, о чем поэты и философы мечтали когда-то. Те прекрасные картины, которым они предавались, не соответствует действительности. Идиллической обстановке, в которой они представляли античных людей, никогда и нигде не было. Не с зол ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.