Для современного человеческого общества характерно широкое внедрение прогрессивных технологий во все отрасли производства. Технический этап развития общества требует изменения содержания образования, позволяющего более качественно подготовить школьников к жизни. В связи с этим изучение технологии является закономерным процессом в развитии природы и общества.
Содержание обучения представляет собой систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения. Содержание школьного образования определяется объективными и субъективными потребностями общества. К объективным факторам относятся развитие науки и техники, технических основ производства, духовной жизни общества. К субъективным факторам относятся политика правящих классов общества, нравственные устои общества, методологические позиции ученых.
Изучение теоретических основ формирования эстетических знаний и умений по технологии декоративной обработки ткани и волокнистых материалов выявило необходимость в проведении анализа содержания обучения учащихся в образовательной области «Технология». Введение в школы, гимназии, лицей образовательной области «Технология» коренным образом меняет содержание учебного предмета «Трудовое обучение». Анализ структуры обучения позволяет сделать вывод о возрастной дифференциации содержания образовательной области «Технология», определяемой сенситивными периодами развития школьников. Изучение «Технологии» в школе условно распределено на 4 этапа: начальная трудовая подготовка в 1 – 4 классах, общетрудовая подготовка в 5 – 7 классах, профильное трудовое обучение в 8 – 9 классах, углубленное трудовое или профессиональное обучение в 10 – 11 классах. Это предполагает использование линейно-концентрического принципа. Содержание обучения учащихся, основные знания и умения, формируемые у школьников на занятиях по технологии отражают в важном педагогическом документе – учебной программе. Изучение новой интегративной образовательной области «Технология» в Краснодарском крае ведется по базисному учебному плану, утвержденному Министерством образования Российской Федерации с использованием региональных компонентов. Проведем сравнительный анализ региональной и федеральной образовательных программ по «Технологии» в 1 – 9 классах общеобразовательной школы. Исходные данные для анализа приводятся в таблице № 1).
Таблица 1
Сводная таблица
анализа содержания федеральной и региональной программ «Технологии»
Разделы и темы |
1 кл. |
2 кл. |
3 кл. |
4 кл. |
5 кл. |
6 кл. |
7 кл. |
8 кл. |
9 кл. | |||||||||
Ф |
Р |
Ф |
Р |
Ф |
Р |
Ф |
Р |
Ф |
Р |
Ф |
Р |
Ф |
Р |
Ф |
Р |
Ф |
Р | |
Вводное занятие |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Личная гигиена и гигиена жилища |
6 |
6 |
8 |
8 |
6 |
6 |
6 |
6 |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
6 |
6 |
Кулинария |
4 |
4 |
4 |
4 |
6 |
6 |
6 |
6 |
11 |
9 |
14 |
10 |
14 |
10 |
6 |
6 |
4 |
4 |
Цветы в доме |
6 |
6 |
4 |
4 |
6 |
6 |
6 |
6 |
- |
6 |
- |
6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Семейные праздники |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
- |
4 |
- |
4 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Ремонт и переплет книг |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Работа с природным материалом |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
8 |
8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Рукоделие |
8 |
8 |
10 |
10 |
10 |
10 |
8 |
8 |
10 |
10 |
8 |
10 |
6 |
6 |
- |
- |
- |
- |
Сельскохозяйствен. труд |
10 |
10 |
12 |
12 |
16 |
16 |
12 |
12 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Элементы техники. Электротехника |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Обработка бумаги и картона |
8 |
8 |
6 |
6 |
4 |
4 |
6 |
6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Обработка ткани (ручные работы) |
8 |
8 |
6 |
6 |
4 |
4 |
6 |
6 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Интерьер жилого дома |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
4 |
4 |
4 |
2 |
4 |
- |
- |
- |
- |
Уход за ребенком |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
2 |
- |
- |
- |
- |
Элементы материаловедения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
8 |
2 |
6 |
2 |
6 |
4 |
4 |
2 |
2 |
Элементы машиноведения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
6 |
4 |
6 |
4 |
6 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Ремонт одежды и уход за ней |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
4 |
- |
4 |
- |
- |
- |
- |
- |
Проектирование и изготовление одежды |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
24 |
14 |
26 |
16 |
28 |
22 |
22 |
22 |
24 |
24 |
Культура поведения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Основы домашней экономики |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
12 |
12 |
12 |
12 |
Профессиональная карьера |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
12 |
12 |
12 |
12 |
ИТОГО: |
66 |
66 |
66 |
66 |
66 |
66 |
66 |
66 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
Проблема формирования системных знаний о труде
взрослых у детей дошкольного возраста
Трудовое воспитание - одно из важнейших средств всестороннего развития личности ребенка - дает возможность решать широкий круг воспитательных задач. Правильно организованный труд уже в младшем дошкольном возрасте влияет на развитие самостоятельной деятельности детей, укрепляет физические силы и здо ...
Активизация познавательной деятельности младших школьников
Как мы уже отмечали выше, роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» - писал В.А. Сухомли ...
Оценка народных подвижных игр педагогической наукой
В русских селах и городах среди молодежи были широко распространены народные игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. В связи тем, что игры, ка ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.