Осуществляя функцию контроля в своей деятельности руководитель дошкольного образовательного учреждения должен знать, что контроль всегда направлен на реализацию многих целей по разделам работы детского сада, и , в то же время, чётко представлять концепцию внутрисадовского контроля, охватывающую все направления деятельности дошкольного учреждения.
Теоретические основы предполагают реализацию контроля в определенной последовательности, поэтапно. С.А.Езопова предлагает четыре этапа:
I этап – определение стандартов деятельности, которая будет контролироваться (что хотим увидеть?).
Стандарт (от англ. Standart – норма, эталон, образец) – модель, принимаемая за исходное для сопоставления с ней полученных результатов.
Стандарт определяется до фактического начала работы (процесса контроля) и предполагает установление:
критериев, по которым будет оцениваться степень выполнения работы;
временных рамок организации работы.
В стандарте могут быть заданы количественные и качественные показатели, по которым будет оцениваться деятельность.
В разработку стандарта деятельности необходимо включить членов коллектива, что позволит повысить стремление достичь общих целей учреждения, осознать необходимость координации своих действий с деятельностью коллег, их ответственность за выполнение работы.
II этап – выявление (и измерение) реального положения дел и сопоставление результатов с установленными стандартами.
На этом этапе осуществляется непосредственный сбор информации о состоянии объекта контроля. Для этого определяются методы контроля (наблюдения, беседа, тестирование, анализ документов и т.д.) и процедура его проведения. Выбор метода контроля зависит от особенностей, специфики контролируемого объекта.
После получения результатов контроля определяется степень их соответствия заданным стандартам деятельности, отклонений от намеченных планов (от того, что хотели увидеть). При этом особое внимание следует уделить психологическим аспектам контроля.
Определяя процедуру контроля, необходимо предусмотреть возможность снятия моментов напряжённости, нервозности. Обязательно заранее сотрудники должны быть предупреждены о цели, содержании и форме контроля. В ходе его осуществления руководитель должен помнить, что он направлен не на личность, а на профессиональную деятельность, и его главное назначение заключается не в определении недостатков и наказании сотрудников, а в оказании ему помощи, в выявлении путей совершенствования деятельности.
III этап – анализ и оценка собранной информации, определение факторов, обусловивших достигнутые результаты.
На этом этапе после сбора информации необходимо выявить причины реального положения.
Для этого руководитель совместно с сотрудниками должны ответить на следующие вопросы:
Что способствовало успешному решению поставленных задач деятельности (реализации стандарта) и достижению конечных результатов работы (положительные факторы)?
Почему оказалось возможным влияние положительных факторов? Каким образом можно в дальнейшем их сохранить, усилить их влияние?
Что и каким образом препятствовало решению поставленных задач и достижению результатов работы (негативные факторы)?
С чем связано возникновение негативных факторов, их влияние на деятельность? Как их предупредить в дальнейшем?
Анализируя деятельность подчинённых, результаты их труда, руководителю следует помнить о необходимости выявления не только отрицательных моментов в работе, но и успехов, достижений сотрудников.
IV этап – разработка и осуществление действий на основе полученных результатов.
На этом этапе контроля принимается решение о дальнейшей деятельности.
В случае несовпадения достигнутых результатов с запланированными следут либо пересмотреть стандарты деятельности и скорректировать планы осуществления аналогичной деятельности в дальнейшем, либо устранить причины, обусловившие невыполнение намеченных планов.
Приняв решение по результатам контроля, следует обязательно проверить его исполнение. В противном случае нельзя говорить о завершенности процесса контроля.
Социально-педагогические аспекты школьной адаптации
Школа - это не только место, в котором происходит обучением детей. Она является важнейшим институтом социального воспитания. Как уже говорилось в предыдущем параграфе, при поступлении ребенка в школу происходит освоение им учебной деятельности, правил и норм поведения в школе. В этом ему помогают п ...
Методика формирования представлений о форме предметов у дошкольников
Для реализации программных задач в качестве дидактического материала для детей 3-4 лет группе используются модели простейших плоских геометрических фигур (круг, квадрат) разного цвета и размера. Еще до проведения систематических занятий педагог организует игры детей со строительным материалом, набо ...
Обеспечение здоровье сберегающей среды в образовании
Федкулина Л.Е., МОУ «Центр службы практической психологии» г.Энгельса, педагог-психолог. Здоровье сберегающая среда. Для того, чтобы сберегать здоровье, его надо иметь. К сожалению, большинство современных детей имеют многочисленные соматические и психоневрологические заболевания и нарушения личнос ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.