Условия. К ним можно отнести распределение полномочий и ответственности за выполнение определённых действий (если в проведении контроля участвуют другие лица).
Результаты контроля фиксируются и сравниваются с предполагаемым результатом. Это даст возможность отразить не только успехи реализации проблемы, но и недостатки, сделать анализ их причин. На основании выявленных в ходе контроля причин недостатков принимаются управленческие решения (лично руководителем или педагогическим советом), направленные на их устранение.
Практика показывает, отмечает Н.С. Голицина, что основные причины недостатков могут быть:
отсутствие необходимых условий для реализации проблемы;
слабое владение педагогами методикой работы по проблеме;
недостаток знаний о современных подходах к решению проблемы, новых приёмах, педагогических технологиях;
отсутствие системы работы по проблеме;
недобросовестное отношение педагогов к своим обязанностям (знают методику, умеют осуществлять педагогический процесс, но не делают этого на должном уровне).
Главное, правильно выявить причину, а затем вынести конкретное решение и программу действий для её устранения.
Качество и эффективность контроля, как считает К.Ю.Белая, да и многие другие исследователи, зависят не только от правильной постановки целей, отбора содержания, но и от того, какие эффективные и оптимально сочетаемые методы, средства, процедуры, формы выберет руководитель. Это говорит о том, что важен не только предмет контроля, но и способы его осуществления.
Очень важно не допустить ошибок в процессе контроля, которые В.Р.Веснин классифицирует следующим образом:
Ошибки процесса контроля
Как отмечает К.Ю. Белая в практике довольно часто встречаются негативные проявления в организации контроля, которые должен знать руководитель ДОУ, стремиться их избежать, преодолеть:
Отсутствие у руководителей ДОУ знаний, умений и навыков разработки системы контроля и неверное определение приоритетных объектов контроля.
Бессистемный контроль. Его можно объяснить отсутствием элементарных навыков моделирования, умения согласовывать все ключевые параметры функционирования ДОУ, значимые для формирования блоков контрольной информации и установление связей между ними.
Слабая разработка критериев оценки многих видов деятельности педагога.
Ориентация на процесс вместо ориентации на достижение определенных результатов.
Отсутствие рефлексии, слабое развитие анализа собственной деятельности.
Отсутствие гласности, открытости и демократичности в организации контроля или их недостаточность.
Отсутствие методик отслеживания результатов развития ребёнка (педагогические и психические) с учётом специфики организации педагогического процесса по конкретной программе.
Низкий уровень профессиональной подготовки личности специалистов к проведению диагностики развития ребёнка, самооценка своей деятельности.
Непродуманность диагностики, её некачественное методическое и дидактическое обеспечение, её непрофессиональное исполнение.
Даже хорошо продуманный, спланированный механизм организации контроля, подчёркивает К.Ю.Белая, в процессе проведения может быть реализован с разной степенью успешности. Многое будет зависеть от исполнения, от индивидуального стиля управленческой деятельности, от объёма теоретических знаний и практических умений руководителя дошкольного образовательного учреждения по процедуре проведения контроля.
Существует определенный опыт в практике управления ДОУ. Публикуются работы и по осуществлению контрольно-диагностической функции в деятельности заведующей ДОУ, её заместителя по воспитательно-образовательной работе, где предлагаются различные формы фиксирования результатов контроля, формы и методы его проведения (О.А. Скоролупова, Н.С. Голицина, К.Ю. Белая, Л.М. Денякина и др.), даётся много полезных практических советов. Заслуживают внимания правила, которыми руководствуется В.Ф.новика – заведующая ДОУ № 16 г. Сарова Нижегородской области:
Анализ программы дошкольного образования
В программах дошкольного образования большое внимание уделяется элементам этнопедагогики. в ходе исследования была проанализирована программа «детство» т.и. бабаевой, а.г. гогоберидзе, з.а. михайловой. Цель исследования: выявить использование элементов этнопедагогики в реализации программ дошкольно ...
Выявление и анализ уровня сформированности
ситуативной связной речи у детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями
речи
В рамках нашего исследования, следующим этапом экспериментальной части работы стало изучение ситуативной связной речи детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи. Диагностика детей проводилась по составленной нами методике обследования с использованием разработанного диагнос ...
Современные инновационные технологии
В настоящее время существуют более 50 педагогических технологий, созданных педагогами-новаторами (В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, Н.А. Зайцев, В.Д. Шадриков, С.Н. Лысенкова и др.), - игровые технологии, технологии индивидуализации обучения, проблемное обучение, коммуникативные технологии, технологии уров ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.