Профильное обучение в рамках удовлетворения современного социального заказа общества на профессии

Педагогика » Профильное обучение учащихся » Профильное обучение в рамках удовлетворения современного социального заказа общества на профессии

Страница 1

Начало XXI характеризуют динамичные преобразования в теории и практике отечественного образования, явившиеся продолжением не менее динамичных преобразований в экономическом, социальном и культурном развитии общества.

Увеличение и интеллектуализация направлений профессиональной деятельности, формирование межгосударственного рынка труда, доступность глобальных сетей обмена информацией – все это несравненно повысило роль человеческого капитала в формировании рейтинга государств. Именно человеческий капитал – «…накопленные населением знания и умения, используемые для нахождения эффективных решений в производственной деятельности и повседневной жизни» определяет сегодня уровень развития государства, его способность диктовать и отстаивать свои интересы в мировом сообществе, его экономическую и социальную стабильность. В основе этого процесса значительную роль играет формирование профессиональной компетентности специалиста, что в свою очередь невозможно без создания системы непрерывного образования.

В современных условиях предпринимаются попытки ориентировать перспективное реформирование общего среднего образования на социальное воспроизводство трудовых, в первую очередь интеллектуальных, ресурсов России. И при этом образование должно реагировать уже сейчас на потребности общества, которые проявятся через 5 - 15 лет.

Правительствами развитых стран изучаются тенденции на рынке труда. Так, по заказу британского правительства исследовательская компания Fast Future подготовила отчет о том, какие профессии окажутся наиболее востребованными через 20 лет. В работе над документом принимали участие ведущие футурологи и прогнозисты, которых попросили оценить, насколько развитие науки и технологий повлияет в ближайшем будущем на рынок труда. По данным отчета, весьма серьезные изменения ждут, в частности, медицину и сельское хозяйство, на развитие которых оказывает воздействие все более интенсивное использование компьютеров и роботов. Хорошие перспективы прочат и "нано-медикам", разрабатывающим и внедряющим специальные миниатюрные устройства, которые будут функционировать внутри человеческого тела. Развитие космонавтики может способствовать росту популярности профессии пилотов космических кораблей, появление смертельного вируса приведет к востребованности "карантинных стражей", а изменения климата вызовут потребность в климатологах, способных корректировать их негативное влияние на развитие человечества. Прогнозируют стабильную занятость для специалистов в сфере социальных проблем. Работы им будет добавлять и то, что целые отрасли экономики и десятки профессий будут постоянно уходить в прошлое из-за ускорения прогресса.

Однако при столь динамичных революционных процессах на рынке труда в системе российского образования в начале ХХI века стали очевидными все признаки кризиса, который «обусловлен непрерывно обостряющимися противоречиями между ограниченностью сроков обучения в образовательных учреждениях и ускоряющимся ростом объемов потенциального учебного материала, числа направлений (специальностей) профессионального образования и уровня требований к компетентности выпускников».

Данное противоречие призвана решить организация профильного образования. Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Специалисты сходятся во мнении, что профильность дает старт знаменательной тенденции: средняя школа из образовательного института (учреждения) становится социальным. При этом воспитательная функция школы, в наибольшей мере, определяется сопровождением (педагогическим, психологическим и гуманитарно-социальным) рационального проектирования и выбора профессиональных планов, начальным этапом которых становится простраивание версий траекторий продолжения образования после окончания школы.

У значительной части выпускников школы, вступающих в современный рынок труда, сегодня уже сформирован запрос на новый тип образования, интегрирующий традиционное образование с реальным, то есть позволяющим если не получить профессию, то составить представления о характере профессионального труда людей на основе личного опыта.

Профильное образование создает прецедент и реальный шанс преодоления ряда накопившихся издержек, порожденных кризисом образования. Ведь известно, что большая часть генерации старших школьников ещё в конце ХХ века исчерпала кредит доверия всеобщему обязательному среднему образованию. Общее (школьное) образование обслуживает, в основном, приобщение растущего человека к культуре и весьма слабо ориентировано на жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности. Есть острая необходимость преодоления отчуждения и усталости школьников от содержания образования, которое не дает адекватной мировоззренческой картины, не позволяет составить представлений обо всем пространстве труда людей, не дает необходимой информации для построения обоснованных жизненных и профессиональных планов.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Методы семантизации
Успешное развитие умения читать, говорить или понимать со слуха невозможно без прочных знаний и умений в области лексики, ибо с её помощью происходит приём и передача информации. В связи с этим на занятиях иностранным языком должно быть уделено серьёзное внимание работе над лексикой. Учителя часто ...

Из истории развития письменности и правильному грамотному письму
Методика обучения грамотному письму формировалась в XVIII-XIX вв. первоначально на традициях письма, постепенно накапливалась теория, создавались научно-лингвистические основы. Первые шаги в этом важном деле сделал М.В.Ломоносов, создатель «Российской грамматики» (1757 г.) Он систематизировал прави ...

Виды и функции учебных игр
Как уже говорилось выше, игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельного метода ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru