Диагностика выявления уровней речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Педагогика » Дидактическая игра как средство развития словаря детей младшего дошкольного возраста » Диагностика выявления уровней речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Страница 1

Эксперимент проводился на базе «Государственного учреждения образования «Санаторный ясли-сад №4» г. Рогачева. В эксперименте принимали участие 15 детей второй младшей группы:12 детей – 4 года, 3 ребенка – 3 года, в группе 9 мальчиков, 6 девочек. Цель исследовательской деятельности состояла в том, чтобы проверить достоверность выдвинутых нами теоретических положений, а именно, что возможно активизировать развитие речи посредствам дидактических игр и предложить и реализовать систему дидактических игр, занятий и упражнений, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Эксперимент состоял из 3 этапов. На первом этапе мы выявили исходный уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста. На втором этапе проведено серии занятий и упражнений по развитию речи, а также использовались дидактические игры, направленные на активизацию речи детей. На третьем уровне было повторно проведена диагностика уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Диагностика проведена с помощью наблюдения, тестового метода выявления уровня развития речи, анализа результатов эксперимента. Для определения исходного уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста был проведён 1 этап исследования.

Цель первого этапа: Выявить исходный уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Для проведения 1- го этапа необходимо было:

1) провести диагностирования речи и ее качественных характеристик у дошкольников на занятиях;

2) на основании данной методики применения этих заданий осуществить анализ результатов обследования качественных характеристик речи детей.

Для выявления исходного уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста была предложен комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей младшего дошкольного возраста Ф. Г. Даскаловой.

Известно, что речевые способности включаются как основной и неотъемлемый компонент в общие умственные, и во множество специальных способностей (коммуникативных, литературных, организаторских и др.). Это почти универсальное место и значение их определяется универсальным характером языка как средство человеческого общения и познания. Поэтому исключительно важное место занимает изучение речевых способностей детей с учетом своевременной диагностики, прогнозирования и дальнейшего развития. Это особенно значимо для младшего дошкольного возраста, который характеризуется как сензитивный период для оптимального речевого развития. Для установления умения быстро и точно подбирать необходимые слова мы использовали известный тест «словесный ассоциативный эксперимент». Были включены разные части речи (существительные нарицательные имена, обозначающие живые и неживые объекты, имя существительное собственное, глагол, имя прилагательное).

Комплексный подход отвечает полностью как интегральным функциям речи как сложного комплексного психо-физиологического процесса, так и интегральным функциям языка как единой целостной системы разнородных элементов.

Детям были предложены 12 вербальных тестов /см. приложение 2/.

Руководящее методологическое значение при их составлении имеют следующие положения:

принцип формирования речи в единстве с мышлением, внешней вербальной стороны в единстве с внутренней смысловой стороной;

принцип взаимной связи и зависимостей между способностями и творчеством, в частности, между речевыми способностями и умениями творить с помощью языковых средств;

принцип взаимной связи и зависимостей между разнородными компонентами, составляющими языковую систему, в которой словарь и грамматический строй несут основной семантический метод потенциал и обеспечивают усовершенствование связной речи;

принцип свойств второсигнальной деятельности, среди которых основное значение имеет сила и подвижность нервных процессов.

Таблица 1. Процент детей с положительной оценкой при решении различных вербальной тестов

Контрльная группа, 15 детей

№ теста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

76

94

83

82

35

73

42

65

71

25

10

17

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Социальное и культурное воспроизводство в процессе воспитания молодежи России в условиях глобального общества
Исторический опыт свидетельствует, что этнокультурная общность сохраняет свое существование до тех пор, пока остается неизменным ее культурное ядро. Последнее составляют базовые ценности, разделяемые основной массой членов общества, независимо от их социальной принадлежности. Разумеется, это ядро п ...

Вопросы и примеры задач на закрепление понятия массы
Вопросы по изучению темы "Масса тела. Единицы массы " в 6 классе. 1. Предложите метод, который вам позволит оценить массу макового зернышка. В вашем распоряжении имеются весы с разновесами и пакетик маковых зерен. (Ответ: Необходимо отсчитать достаточное количество зерен, а затем с помощь ...

Анализ функции дискриминанты
В большинстве прогностических исследований конечный результат получается в виде числа. Но вариант получения результата в виде категориальной переменной тоже имеет место. Если это так, то прием мултипольного разложения неприменим и применяется анализ функции дискриминанта, который совпадает с мульти ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru