Четырехлетние дети успешно решают 1, 2, 3, 4 вербальные задачи.
Со второй вербальной задачей (подбор и активное употребление имен существительных) дети младшего дошкольного возраста справляются очень хорошо и легко. Они быстро добавляют почти одни и те же существительные («мяч», «колыбель», «морковь», «одежда», «цветы»).
С третьей вербальной задачей (подбор и активное употребление глаголов) дети также справляются легко. Здесь ответы значительно разнообразнее, так как в совершении словесных ассоциаций испытуемые более свободны, чем в дополнении слова в предложении. Самые частые ответы: о зайчике - прыгает, играет; о ребенке – играет, сидит, ходит; о петухе – кукарекает, поет; о маме – готовит, работает; о папе – работает, читает, спит и др.
При выполнении 4 вербальной задачи (подбор и активное употребление имен прилагательных) самый частый метод – прилагательное, обозначающее цвет. Вот обычные ответы: яблоко – красное, сладкое т.д., собака – черная, злая и т.д., слон – красивый, большой, серый и т.д., роза – красная, красивая, желтая и т.д., зима – белая, холодная и т.д.
С 5 вербальной задачей (практическое применение грамматических правил об изменении слов) 3- 4 летние дети успешно не выполняют задачу, так как не могут самостоятельно понять (без образца) ее, или образуют множественное число слова. Но не могут образовать его уменьшительную форму. Вместо этого в некоторых случаях просто повторяют словосочетание из вопроса (например, «маленький стул», «маленькая собака» вместо «стульчик», «собачка» и т.д.).
С 6 вербальной задачей (умение конструировать простое предложение с определенным словом) все дети справляются. Но 4-летние дети не согласуют слова в предложении.
При выполнении 7 вербальной задачи (конструирование простого предложения по трем определенным словам) требуются в значительно большей степени развитие вербальной памяти и произвольности при построении устного высказывания. Поэтому очень часто 4-летние дети решают неправильно эту задачу, не включают в предложение указанные слова.
При решении восьмой вербальной задачи, большая часть 4-летних детей обычно не справляются самостоятельно с этими задачами. Однако это не означает, что в своих спонтанных речевых высказываниях они не умеют строить правильно простые предложения. Это означает только, что они не умеют произвольно и сознательно делать это.
При выполнении 9 вербальной задачи (установление чутья к грамматической правильности речи) большая часть 4-летних детей обнаруживает и осознает ошибки в тексте (это видно по внешнему выражению), но не приступает к их коррекции. Это снова показывает, что они еще не умеют произвольно и сознательно переконструировать грамматические структуры.
При выполнении 10 вербальной задачи (умение объяснить словесно определенное действие в его последовательности). Совсем незначительная часть 4-летних детей объясняют действие или игру таким образом, чтобы их поняли собеседники. Объяснительная речь у всех детей очень лаконична, короткая и ситуативная («это надо поставить здесь, это там, а это сверху…» или «Один закрывает глаза, а другие прячутся. Потом начинают плевать…». Из этого следует сделать вывод, что для практики обучения родному языку в детском саду нужна специальная работа по формированию элементов объяснительной связной речи.
При решении следующих двух вербальных задач, задачи почти оказываются недоступны. Несмотря на это они имеют диагностическое значение и в этой возрастной группе, так как их правильное решение во всех случаях показывает уровень речевого развития.
Результаты диагностирования контрольной группы занесены в сводную таблицу 2.
Таблица 2. Результаты диагностирования контрольной группы
|
Список детей КГ |
№ теста | |||||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 | |
|
Саша Б. |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
|
Леша Г. |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Оля Г. |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
|
Илья Д. |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Настя К. |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Настя Кор. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+- |
|
Виолетта К. |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
|
Лиза К. |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
|
Влада К. |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
|
Денис О. |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
|
Карина П. |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
|
Максим Р. |
+ |
- |
+- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
|
Павел Ш. |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
-+ |
|
Вика З. |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
|
Слава Е. |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
Метод
проектов - средство решения задач предпрофильной подготовки
Проектная деятельность не является принципиально новой технологией в педагогической практике. Она возникла еще в начале ХХ столетия в США. Ее называют также методом проблем и связывают с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом ...
Подходы к созданию элективных курсов
Выделяют несколько подходов к созданию элективных курсов: 1) фундаментальный подход предполагает разработку содержания курса в логике перехода от фундаментальных законов и теорий к частным закономерностям, направленного на углубленное изучение предмета, ориентированного, в первую очередь, на одарен ...
Организации досуга в дошкольном учреждении: формы и методы и их анализ
На основе исследований, изложенных нами в работе выше, мы предлагаем эффективные формы и методы организации досуга в дошкольном учреждении. Для того чтобы досуг детей в дошкольном учреждении был разнообразным, интересным, развивающим нужна программа, которая даст систему занятий. Программа должна с ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.