Нетрадиционные формы организации обучения

Педагогика » Формы организации обучения » Нетрадиционные формы организации обучения

Страница 1

Как известно, исторически сложившейся и укоренившейся формой организации обучения в школе является урок. Именно он в полной мере отвечает требованиям коллективного обучения, т.к., во-первых, обеспечивает четкую организационную структуру и упорядочение процесса обучения; во-вторых, облегчает управление процессом обучения; в-третьих, создает условия для эмоционального воздействия учителя на учеников; в-четвертых, обеспечивает экономичность обучения; в-пятых, делает возможным процесс обучения систематичным и последовательным. Безусловно, урок как форма организации обучения с группой учащихся одного возраста и постоянного состава, как занятие, проводящееся по твердому расписанию и единой для всех программой обучения, определен и зависит в первую очередь от цели обучения и места, которое он занимает в целостной системе учебного процесса. В этой связи учеными-дидактами (Ю.К. Бабанским, Ю.Б. Зотовым, Н.М. Магомедовым, М.И. Махмутовым, В.А. Онищуком и др.) выделяется четкая типология уроков, которые активно используются учебно-воспитательными учреждениями.

Тем не менее, в последнее время те инновационные процессы, которые наблюдаются в отечественных школах, ориентирующихся на личность каждого учащегося, пробудили к жизни массовое стремление учительства к внедрению в школьную практику таких форм организации обучения, которые не являются правилом, традицией или обычаем. Классификацию нетрадиционных, своеобразных форм обучения дают Н.М. Магомедов и Л.Я. Хисматуллина, выделяя следующие из них:

Нетрадиционные формы урока

Уроки, основанные на имитации деятельности и организации

Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий

Перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы

Интегрированные уроки

Трансформация традиционных способов организации урока

Уроки в форме соревнований, игр

Уроки, основанные на формах, жанрах, методах работы известных в общественной практике

Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала

Уроки напоминающие публичные формы общения

Уроки, опирающиеся на фантазии

Суд

Заочная экскурсия

КВН

Лекция-парадокс

Конкурс

Исследование

Уроки мудрости

Пресс-конференция

Урок-сказка

Следствие

Экскурсия в прошлое

"Следствие ведут знатоки"

Парный опрос

Турнир

Изобретательство

Откровение

Аукцион

Урок-сюрприз

Трибунал

Путешествие

Утренник

Экспресс-опрос

Эстафета

Анализ первоисточников

Урок-блок

Бенефис

Урок-подарок (от Хот-табыча)

Цирк

Литературная прогулка

Спектакль

Урок-зачет

Дуэль

Комментарий

Урок -"дублер действует"

Митинг

Патентное бюро

Литературная гостиная

Концерт

Урок-консультация

КВН

Мозговая атака

Регламентированная дискуссия

Ученый совет

Интервью

Инсценировка художественных произведений

Урок-практикум

Деловая игра

Интервью

Панорама

Репортаж

Диспут

Урок-семинар

Ролевая игра

Репортаж

Телепередача

Посиделки

Защита читательского формуляра

Кроссворд

Рецензия

Телемост Рапорт Диалог

Клуб знатоков

Телеурок без телевидения

Викторина

Живая газета Устный журнал

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Валидность процедур
Третий тип валидности – это валидность процедур, которые позволяют варьировать и измерять переменные. Даже необходимость определить в операциональных терминах концептуальные переменные, значимые для исследования, уже является источником риска. Действительно, "перевод" понятия на уровень к ...

Технология и приемы развития критического мышления учащихся
В предыдущем параграфе нами были рассмотрены разнообразные определения понятия критического мышления и его характеристики. Для педагога же не менее важным является знание не только различных подходов к пониманию критического мышления, но и знание, а еще лучше владение технологией развития критическ ...

Шестой этап в математике конечных количеств
На этом этапе ребенок отражает системность. В возрасте до 3 лет это означает умеет восстановить всю последовательность по имеющимся в ней отдельным элементам или же продолжить последовательность видя общую логику развития. В возрасте от 3 до 6 лет это означает разработку логических средств отражени ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru