Ситуация, сложившаяся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети дошкольного возраста с Общим Недоразвитием Речи. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за несформированности всех сторон речей – лексической, грамматической и фоннетической. Эти дети составляют основную группу по неуспеваемости, особенно при связной речи. Основная причина – недостатки в развитии звуковой и смысловой сторон речи.
Пересказ – это осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи. Это – сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведения, понять его основное содержание, запомнить последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст. Очевидно, что качество детских пересказов зависит от эффективности других видов работы по развитию речи.
У детей с Общим Недоразвитием Речи III уровня в пересказах наблюдаются следующие характерные проявления:
пропуск смысловых звеньев;
нарушения в лексико-грамматическом оформлении текста;
дети не могут самостоятельно выполнить пересказ.
Предпосылки успешного обучения пересказу формируется в дошкольном возрасте.
Установлено, что этот возрастной период является оптимальным для использования традиционных и нетрадиционных методов пересказа при обучении детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Коррекционная направленность достигается благодаря созданию базы для понимания и правильного применения методов и приемов при логопедическом воздействии.
Как показывают исследования речевой деятельности детей (Р.М. Астанов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Волосович, Т.В. Туманова и др.), а так же практический опыт логопедической работы, это позволит не только устранить речевые нарушения, но и сформировать базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период.
Своевременное и личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевых и неречевых функций позволит вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Без тщательного обследования ребенка эффективная логокоррекционная работа невозможна.
На данный момент актуальность этой проблемы возрастает в связи с увеличением процента детей дошкольного возраста с ОНР.
Объект исследования: Воспитательно-образовательный процесс, направленный на формирование пересказа детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: Использование традиционных и нетрадиционных методов пересказа при обучении детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Цель исследования: Теоретическое и экспериментальное изучение проблемы использования традиционных и нетрадиционных методов пересказа при обучении детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
2. Описать характеристику пересказа.
3. Выявить особенности пересказа у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
4. Изучить особенности использования традиционных и нетрадиционных методов пересказа при обучении детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
5. Провести опытно-экспериментальное исследование.
Гипотеза исследования заключается в следующем: работа по формированию пересказа при обучении детей дошкольного возраста с ОНР III уровня, будет эффективнее, если и использовать традиционные и нетрадиционные методы, применяемые в системе работы по формированию связной речи.
Задачи и цель исследования обусловили необходимость применения теоретических и эмпирических методов:
1) изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования;
2) диагностика детей для выявления уровня развития пересказа;
3) эксперимент.
Наша работа носила исследовательский характер и проводилась на базе детского сада №55 г. Читы в логопедической старшей группе №6.
Практическая значимость нашей работы заключается в подборе и разработке комплекса занятий с использованием традиционных и нетрадиционных методов пересказа, направленных на развитие лексико-грамматической и фонетической стороны речи, что в конечном итоге способствует формированию у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня пересказа.
Алгоритм введения технологии взаимного обучения
Внимание, связанное с интересом, бывает длительным и глубоким. Огромно влияние интереса на память: интересное запоминается легко, быстро и прочно. Нельзя забывать, что у ребенка гораздо меньше, чем у взрослого, развиты воля, произвольное внимание и запоминание, необходимые для того, чтобы учиться, ...
Обучение как целенаправленный процесс развития личности
Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения. Напомним, что под обучением следует понимать не процесс "передачи " готовых знаний от учителя к ...
Задачи в истории математического образования в России
С древнейших времен люди сталкивались с необходимостью решения различных практических задач. Приходилось отыскивать способы их решения. Т.о., текстовые задачи изначально были «движущей силой» развития математики. Математические знания были связаны с практическими нуждами людей: летоисчислением, выч ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.