Изменение требований государства и социума к системе образования России обусловили направления ее реформирования, в том числе системы дополнительного образования детей. Это касается и определения статуса учреждений дополнительного образования в ряду иных воспитательных организаций, финансирование образовательной деятельности, уточнения содержания, поиска методов, форм и педагогических технологий, адекватных новым требованиям к образованию: доступности, качества, эффективности.
А.В. Мудрик рассматривает учреждения дополнительного образования как воспитательные организации, так как их основной задачей является социальное воспитание определенных возрастных групп населения.
Функциональной особенностью учреждений дополнительного образования является создание условий для оптимального сочетания стихийной, относительно направляемой, относительно социально контролируемой социализации и сознательного само изменения человека через индивидуальный социальный опыт.
Организация социального опыта в учреждениях дополнительного образования детей через социальное окружение играет весьма существенную роль в развитии ребенка и его интеграции в общество и создает условия для развития воспитанников, ориентации их на духовные, гражданские, патриотические ценности, ценности профессиональной деятельности, социально приемлемые варианты проведения досуга.
Социально ориентированная деятельность в условиях городского социума представляется как многоплановая и многоуровневая активность специалистов педагогического профиля по развитию и удовлетворению разнообразных потребностей и интересов детей и взрослых, по их социальной адаптации, поддержке личностного развития, их социальной защите, самореализации, подготовке к условиям конкуренции в современном обществе на основе активного использования ресурсов и потенциальных возможностей социума для разрешения текущих и хронических проблем личности или социальной группы.
Субъектом социально ориентированной деятельности может быть как отдельный специалист, так и группа специалистов, решающих социально-педагогические проблемы отдельной личности или группы. Им может быть любое должностное лицо, использующее возможности социума для разрешения проблем личности или социальной группы.
Нередко субъекта социально ориентированной деятельности отождествляют только с социальным педагогом. Это не совсем так.
В действительности социальный педагог, имеющий среднее специальное или высшее профессиональное социально-педагогическое образование, является основным субъектом социально ориентированной деятельности. На него возлагается ответственность организации социально-педагогической деятельности специалистов различного профиля, обладающих социально-педагогическими функциями в рамках целей и задач деятельности учреждения.
Субъект социально ориентированной деятельности, по сути, отражает ее коллективный характер и представляется как совокупность должностных лиц, функционально выполняющих социально-педагогическую работу. Кроме отдельных лиц, субъектом социально ориентированной деятельности могут выступать и социальные учреждения, предприятия, организации, агентства, фонды и др. В то же время таким субъектом может быть и сама личность, осуществляющая связь с потенциальными возможностями социума, выступающая в качестве посредника между возникшими проблемами и ресурсами.
В социально ориентированной деятельности социальный педагог выполняет различные социальные роли посредника, мобилизатора, оценщика, брокера, активиста, диагноста, аниматора, катализатора, воспитателя и т.д. При этом способность выступать в различных ролях относится к числу умений, которыми должен обладать специалист. Успешность его действий определяется его способностью выполнять эти роли и умением адаптироваться в нужный момент к каждой из них. В функциональном назначении любого социального педагога на первое место выдвигается его "умение создавать и развивать отношения между людьми, между человеком и его окружением", "умение посредничать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами".
Объектами социально ориентированной деятельности являются как отдельные личности, так и целые группы людей, нуждающихся в помощи социума, в его "целебном внимании", в использовании его возможностей для самореализации, но не имеющих доступа к его ресурсам и возможностям по различным причинам.
Социально ориентированная деятельность направлена на разрешение различных трудностей личности или группы, имеющих социально-педагогическое содержание:
проблемы самореализации;
проблемы формирования социальных потребностей и способностей;
ослабление или устранение девиантностей, зависимостей различной этимологии;
проблемы социальной, профессиональной, школьной дезадаптации;
проблемы различных уровней социализации личности;
проблемы формирования здорового образа жизни и другие;
проблемы социальных зависимостей (алкогольной, наркотической и т.д.).
В качестве средств социально ориентированной деятельности могут рассматриваться совместная деятельность, социальные отношения, социальные институты (семья, школа, учреждения дополнительного образования, учреждения социальной защиты населения, спортивные или социокультурные учреждения, медицинские учреждения, политические партии, общественные организации и молодежные объединения) и другие элементы социума.
Как и любая другая, социально ориентированная деятельность имеет свои цели и результат. В объяснении цели следует учитывать ее интегративный характер, заключающийся в стремлении к единой цели двух равноправных составляющих этой деятельности и дополняющих друг друга: одной - ведущей, содержательной, второй - ее обеспечивающей, организационной. Поэтому целью социально ориентированной деятельности является, с одной стороны, формирование социально значимых личностных качеств у детей, подростков и взрослых, учащихся и специалистов, а с другой стороны, предоставление ресурсов, возможностей социума, обеспечивающих полноценную реализацию каждым из них своих потребностей и возможностей в конкретных условиях социума (конкретном социуме).
Главной целью социально ориентированной деятельности является достижение, формирование социальной активности личности. Конечным результатом социально ориентированной работы должно стать определенное изменение самой личности, выступающей объектом социально-педагогического воздействия, ее качественных параметров - социальная активность личности. Последнее рассматривается как личностное качество, означающее способность личности самостоятельно усваивать социальный опыт, адекватно на него реагировать и активно использовать в своей практической деятельности, самостоятельно разрешать собственные проблемы, а по мере накопления и совершенствования собственного опыта позитивно влиять на социальный опыт, изменяя и обогащая его новыми потенциальными возможностями более высокого уровня.
Результат социально ориентированной деятельности можно рассматривать, прежде всего, как результат социального воспитания - сформированность социальной активности личности как интегративный результат активности самой личности, способной самостоятельно решить свои жизненные проблемы в текущий момент и на перспективу.
Таким образом, результат социально ориентированной деятельности можно рассматривать как сумму двух составляющих:
1) текущего результата в виде создания условий для реализации ресурсов, возможностей социума в интересах личностного развития, т.е. подготовительной работы специалистов для включения личности во взаимоотношения с социумом, с его ресурсами и возможностями;
2) конечного результата, проявляющегося в виде изменений в самой личности, в ее поведении, в ее качественных параметрах, в появлении у нее социальной активности в силу усвоения социального опыта и принятия его к руководству в своей жизнедеятельности.
Социально ориентированная деятельность в учреждениях дополнительного образования детей можно представить как последовательную реализацию социально-педагогической функции трех уровней:
1) мотивация воспитанника к участию в жизнедеятельности детского объединения и самореализации в ней (структурирование свободного времени ребенка, различные виды рекреации, развлечение, коммуникация, идентификация с референтной группой);
2) организация социального опыта, соответствующего образу жизни социальной группы, реализующей определенную социокультурную функцию, интеграция в определенное социокультурное сообщество; образование, в том числе допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка, индивидуальная педагогическая помощь в преодолении трудностей, связанных с несоответствиями между задачами и наличными возможностями воспитанника;
3) ориентация на общие и дифференциальные социокультурные ценности, содействие воспитаннику в самоопределении по отношению к исполнению социокультурной функции, конструирование варианта собственной жизни, организация опыта самоопределения и конструирования варианта жизни.
Реализация трех компонентов социально-педагогической функции учреждения дополнительного образования затрагивает "жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства" и создает здоровьесберегающую социально-психологическую образовательную среду, в которой осуществляется процесс социализации.
Таким образом, в учреждениях дополнительного образования детей социально-культурная функция реализуется через усвоение и воспроизведение ребенком социального опыта, ведет к формированию образа жизни, принятого в обществе, освоению различных форм жизнедеятельности (образовательной, трудовой, общественно-политической, профессиональной, культурно-досуговой, семейно-бытовой), что приводит к возникновению у ребенка убеждений, общественно одобряемых форм поведения, развитию духовного потенциала человека.
Использование в учебном процессе дифференцированного подхода
с учетом особенностей развития учащихся
Диагностический инструментарий. Для того что бы понять «кто» перед нами – талантливый и трудолюбивый ребёнок, талантливый и не трудолюбивый либо ученик без способностей но с желание рисовать мы должны это как – то определить. Несмотря на то, что предмет «Рисунок» не английский язык и не математика ...
Методические приемы, направленные на изучение законов и свойств
арифметических действий
Изучение законов и свойств арифметических действий мы рассматривали при изучении действий сложения и вычитания в концентре «Сотня». Рассмотрим, как происходило знакомство с законами и свойствами арифметических действий . Цель: воспроизведение ЗУН по порядку действий в числовом выражении, умение при ...
Тест по методике воспитательной работы
Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших времен. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения молодежи в социальные и производственные отношения невозможно развитие общества, сохранение и обогащение его культуры, существование человече ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.