Структуру и содержание социально-педагогической деятельности рассматривают авторы многочисленных учебников и различных учебных пособий по социальной педагогике, однако каждый из авторов рассматривает ее с разных сторон, и единого понимания этого явления пока не достигнуто.
Особые противоречия встречаются в описаниях видов, форм и направлений социально-педагогической деятельности. Здесь полная путаница.
Например, Ю.В. Василькова и Т.А. Василькова в курсе лекций по социальной педагогике ни словом не упомянута социально-педагогическая деятельность - следует понимать, что она отождествляется с работой социального педагога, так как в пособии речь идет только о работе социального педагога в основном с детьми и семьей по проблемам воспитания.
Л.Е. Никитина в социально-педагогической деятельности рассматривает в единстве виды и направления деятельности: социально-педагогическая деятельность по профилактике, по волонтерству, по досугу, по консультированию.
В отличие от нее, М.А. Галагузова в разделе "Основы социально-педагогической деятельности" в качестве видов социально-педагогической деятельности выделяет социально-педагогическую работу в образовательных учреждениях, в детских общественных организациях, с семьей, с детьми, с конфессиями.
В "Основах социальной педагогики" под редакцией П.И. Пидкасистого социально-педагогическая деятельность сводится к деятельности социального педагога.
Л.В. Мардахаев в своем учебнике по социальной педагогике отмечает, что "социально-педагогическая деятельность - это деятельность человека, имеющая свои цели, средства, учитывающая социальные условия и решаемые проблемы, соответствующий результат".
Представляется, что каждый из авторов вкладывает свой смысл в характеристику социально-педагогической деятельности, не пытаясь взглянуть на социально-педагогическую деятельность как на самостоятельное социальное явление, имеющее, как и любая деятельность, свои направления, виды и формы, тесно взаимосвязанные между собой.
Попытаемся определиться в этом вопросе с помощью метода индукции. Выберем вначале направления, затем виды и затем формы деятельности. Начнем с того, что каждая профессиональная деятельность осуществляется в той или иной сфере жизнедеятельности общества (место проведения), с той или иной категорией населения (объект деятельности). Таким образом, мы получим направление деятельности, а в итоге получается, что основными направлениями социально-педагогической деятельности являются: социально-педагогическая деятельность с семьей, с конфессиями или в конфессиях, в школе, в здравоохранении, в учреждениях интернатного типа, с детьми-сиротами, с детьми с ОВЗ, в пенитенциарных учреждениях и др. В каждом из направлений деятельности специалист стремится достичь одного и того же результата - социальной активности личности (семьи, учащихся в школе, сотрудников учреждений здравоохранения, учреждений интернатного типа или детей-сирот), ее социализированности, адаптивности в социальной среде.
Здесь важно отметить, что в разных типах учреждений, среди разных категорий населения при разрешении социально-педагогических проблем различной этимологии проводится работа разными способами: психосоциальными, медико-социальными, социально-правовыми, социокультурными, воспитательными и т.д. И хотя все они реализуются в рамках одной деятельности, следовательно, преследуют одну цель, различные способы деятельности позволяют выделить частные ее цели, которыми отличается психосоциальная работа от медико-социальной, социально-правовая работа от культурно-досуговой, от информационно-воспитательной и т.д. Каждый из них вносит свой специфический вклад в общую цель деятельности.
Сущность танцевальной деятельности в педагогическом аспекте
Исследования танца как вида творческой деятельности человека проведены нами с помощью метода системной классификации категорий и понятий, разработанного Е.Д. Гражданниковым. Этот метод позволил научно обосновать теоретическую модель танца с определением структуры танца и выделением следующих поняти ...
Использование информационных технологий мультимедиа на уроках
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимеди ...
Система работы по формированию ситуативной
связной речи детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи
У детей младшего дошкольного возраста диалог предшествует монологу; при этом именно диалог имеет первостепенную социальную значимость для ребенка. По мнению А.А. Леонтьева, умения монологической речи формируются крайне поздно. Многие исследователи подчеркивают первичную роль диалога в монологическо ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.