Структуру и содержание социально-педагогической деятельности рассматривают авторы многочисленных учебников и различных учебных пособий по социальной педагогике, однако каждый из авторов рассматривает ее с разных сторон, и единого понимания этого явления пока не достигнуто.
Особые противоречия встречаются в описаниях видов, форм и направлений социально-педагогической деятельности. Здесь полная путаница.
Например, Ю.В. Василькова и Т.А. Василькова в курсе лекций по социальной педагогике ни словом не упомянута социально-педагогическая деятельность - следует понимать, что она отождествляется с работой социального педагога, так как в пособии речь идет только о работе социального педагога в основном с детьми и семьей по проблемам воспитания.
Л.Е. Никитина в социально-педагогической деятельности рассматривает в единстве виды и направления деятельности: социально-педагогическая деятельность по профилактике, по волонтерству, по досугу, по консультированию.
В отличие от нее, М.А. Галагузова в разделе "Основы социально-педагогической деятельности" в качестве видов социально-педагогической деятельности выделяет социально-педагогическую работу в образовательных учреждениях, в детских общественных организациях, с семьей, с детьми, с конфессиями.
В "Основах социальной педагогики" под редакцией П.И. Пидкасистого социально-педагогическая деятельность сводится к деятельности социального педагога.
Л.В. Мардахаев в своем учебнике по социальной педагогике отмечает, что "социально-педагогическая деятельность - это деятельность человека, имеющая свои цели, средства, учитывающая социальные условия и решаемые проблемы, соответствующий результат".
Представляется, что каждый из авторов вкладывает свой смысл в характеристику социально-педагогической деятельности, не пытаясь взглянуть на социально-педагогическую деятельность как на самостоятельное социальное явление, имеющее, как и любая деятельность, свои направления, виды и формы, тесно взаимосвязанные между собой.
Попытаемся определиться в этом вопросе с помощью метода индукции. Выберем вначале направления, затем виды и затем формы деятельности. Начнем с того, что каждая профессиональная деятельность осуществляется в той или иной сфере жизнедеятельности общества (место проведения), с той или иной категорией населения (объект деятельности). Таким образом, мы получим направление деятельности, а в итоге получается, что основными направлениями социально-педагогической деятельности являются: социально-педагогическая деятельность с семьей, с конфессиями или в конфессиях, в школе, в здравоохранении, в учреждениях интернатного типа, с детьми-сиротами, с детьми с ОВЗ, в пенитенциарных учреждениях и др. В каждом из направлений деятельности специалист стремится достичь одного и того же результата - социальной активности личности (семьи, учащихся в школе, сотрудников учреждений здравоохранения, учреждений интернатного типа или детей-сирот), ее социализированности, адаптивности в социальной среде.
Здесь важно отметить, что в разных типах учреждений, среди разных категорий населения при разрешении социально-педагогических проблем различной этимологии проводится работа разными способами: психосоциальными, медико-социальными, социально-правовыми, социокультурными, воспитательными и т.д. И хотя все они реализуются в рамках одной деятельности, следовательно, преследуют одну цель, различные способы деятельности позволяют выделить частные ее цели, которыми отличается психосоциальная работа от медико-социальной, социально-правовая работа от культурно-досуговой, от информационно-воспитательной и т.д. Каждый из них вносит свой специфический вклад в общую цель деятельности.
Факторы, влияющие на формирование ИСУПД
Активность учащихся обеспечивается тем, что развитие процесса учения удовлетворяет и закрепляет такие значимые для ученика потребности, как потребность в новых знаниях, потребность в творчестве, потребность в самоутверждении, потребность пережить чувство успеха, потребность в общении с товарищами и ...
Особенности восприятия текста младшими школьниками
Сложная структура мыслить словесно-художественными образами своеобразно выявляется в процессе читательского восприятия. В широком понимании термина «художественное восприятие» Молдавская Н. Д. присоединяется к П. М. Якобсону, который пишет: «Дело в том, что мы очень часто пользуемся термином «воспр ...
Педагогический процесс
Педагогический процесс - это процесс трудовой, он, как и любом другом трудовом процессе, осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудовог ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.