Формирование у учащихся V–IX классов эстетических знаний и умений по технологии обработки ткани и волокнистых материалов

Педагогика » Формирование у учащихся V–IX классов эстетических знаний и умений по технологии обработки ткани и волокнистых материалов

В настоящее время с нашим обществом происходит то, что на языке теории систем именуют бифуркацией, то есть перерождение всей социально-экономической системы. Поэтому современная школа настойчиво ищет новые пути развития образования и воспитания подрастающего поколения.

С развитием техники создание предметно-пространственного окружения становится все более можным процессом соединения техники и искусства, а значит, эстетическое начало в нем превышается. Эстетика влияет не только на формирование внешнего вида предметов, но и на структурные связи, придающие им, как системе, необходимое функциональное и композиционное единство. Эстетика активно участвует во взаимодействии материальной и художественной культуры. Многие предметы, окружающие людей, со временем оказываются устаревшими по назначению, способу употребления, по внешнему виду, т.е. утрачивают свое утилитарное назначение. Технологическая среда постоянно требует видоизменения и реконструкции сохраняющихся элементов. Таким образом, эстетическое значение предметов становится актуальным.

Образовательная область «Технология» является обязательной составной частью общего среднего образования, обеспечивающая учащимся необходимый круг технико-технологических понятий, знаний и умений, без которых невозможно полноценное становление личности, ее социализация, сохранение и возрождение лучших традиций народной культуры, экологический и эмоциональный прогресс страны. Формирование у учащихся общей, технологической и трудовой культуры, приобретение ими знаний и умений достигается в процессе освоения технико-технологических понятий и представлений специальных упражнений, творческих проектов, включающих основные этапы преобразовательной деятельности. Образовательная область «Технология» призвана способствовать гармоничному развитию учащихся, практической реализации ими знаний и умений по основам наук, прежде всего в процессе изготовления конкретных изделий. У учащихся необходимо формировать представления о технологической и технической культуре, экономическую грамотность, эстетический вкус, экологические убеждения, трудолюбие и ответственность, воспитывать патриотизм на основе изучения передовых отечественных достижениях в области техники, технологии и художественно-прикладной деятельности, содействовать их профессиональному самоопределению.

Труд всегда считался одной из определяющих характеристик человеческого существования в мире. В процессе труда одно из главных мест занимало образование, способствующее передачи знаний, умений и опыта всего человечества. Образование было направлено на формирование гармонически развитой личности, которое невозможно в наши дни без развития эстетических взглядов и вкусов. Будущее невозможно строить без знания прошлого. Поэтому отказ от обычаев наших предков, от традиций, складывающихся веками, от нашей истории существенно тормозит развитие цивилизации. Проходя через огромные временные пространства, народная культура несет в себе опыт многих людей. Изучение народной одежды имеет большое воспитательное значение в формировании патриотических, нравственных, эстетических качеств школьников.

Ознакомление с творениями прошлого развивает вкус, чувство прекрасного, приумножает традиции. Многолетний опыт научил находить правильное соотношение между этнографией и современностью. Народность не должна означать модернизированную псевдонародную одежду. Одежда в национальном стиле сохраняет свой смысл только тогда, когда она гармонично вливается в сегодняшний день.

Овладение в процессе творческой деятельности основами научных знаний технологии, эстетики, экономики, экологии, практических знаний и умений, творить по законам красоты, органически соединяя технологические и эстетические принципы, доверие этих умений до увеличения, является важнейшим средством эстетического воспитания учащихся при изготовлении и художественной обработки изделий из ткани и волокнистого материала.

К сожалению, структура и содержание школьной учебной программы по технологии не достаточно уделяет внимания развитию эстетических вкусов, не учитывает особенности традиций и обычаев нашего края.

Исходя из значимости вышеизложенного вопроса, необходимости эстетического воспитания учащихся в процессе изучения народных традиций и формирование гармонически развитой личности, а также можности и актуальности реализации этой проблемы, темой квалификационной работы мы избрали: «Формирование у учащихся V – IX классов эстетических знаний и умений по технологии обработки ткани и волокнистых материалов».

Цель квалификационной работы состоит в разработке, обосновании содержания форм и методов формирования эстетических знаний и умений учащихся в процессе изучения технологии обработки ткани и волокнистых материалов.

Объект исследования: процесс формирования эстетических знаний и умений технологии декоративной обработки ткани и волокнистых материалов.

Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования эстетических знаний и умений учащихся V – IX классов в процессе изучения технологии обработки ткани и волокнистых материалов.

Рабочая гипотеза: процесс формирования эстетических знаний и умений на уроках технологии будет успешным, если будут раскрыты теоретические основы методики указанного направления технологической деятельности и экспериментально доказана ее результативность на практических занятиях по технологии обработки ткани и волокнистых материалов.

Задачи исследования:

1. Изучение теоретических основ формирования эстетических знаний и умений по технологии декоративной обработки ткани и волокнистых материалов;

2. Анализ содержания обучения учащихся V – IX классов по технологии декоративной обработки ткани и волокнистых материалов.

3. Определение форм и методов построения процесса формирования у учащихся эстетических знаний и умений по технологии обработки ткани и волокнистых материалов.

4. Изучение организации процесса формирования у учащихся эстетических знаний и умений по технологии обработки ткани и волокнистых материалов.

5. Дидактическое обеспечение процесса формирования у учащихся знаний и умений по технологии обработки ткани и волокнистых материалов.

Методика исследования: Исследование проводилось теоретическими методами в сочетании с опытно-экспериментальной работой.

Теоретические методы – теоретический анализ проблемы исследования, организация оптимального процесса формирования эстетических знаний и умений учащихся в общеобразовательной школе в процессе декоративной обработки ткани и волокнистого материала за занятиях технологии, теоретическое обобщение результатов исследования.

Эмпирические методы – наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, статистические методы, математическая обработка результатов.

Экспериментальная работа по теме «Формирование эстетических знаний и умений у учащихся V – IX классов по технологии обработки ткани и волокнистых материалов» проводилась на базе СОШ № 16 в процессе прохождения трех педагогических практик в 2000 – 2003 гг. В эксперименте участвовали директор школы Черных Т.А., завуч Попенскова Н.Р., учителя Дубодел Д.Ф. и Буряк Л.А., методисты Лукьяненко А.В. и Исаанян О.В., а также учащиеся 9 «В» класса СОШ № 16.

Резюме: всего в эксперименте принимало участие 20 человек.

Разработанные содержание, формы и методы работы экспериментально проверены на педагогической практике.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование эстетических знаний и умений как важная педагогическая проблема опирается на теоретические основы эстетических знаний по технологии декоративной обработки ткани и волокнистых материалов.

2. Педагогическая эффективность отобранных и разработанных форм и методов формирования эстетических знаний и умений по технологии обработки ткани и волокнистых материалов подтверждается положительным результатом экспериментальной работы.

Смотрите также:

Упражнения для развития координации движений в танцевальной деятельности
Координация - умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Дви­жения туловища, головы, рук и ног производятся в трех плоскостях по отношению к телу: лицевой ...

Валидность процедур
Третий тип валидности – это валидность процедур, которые позволяют варьировать и измерять переменные. Даже необходимость определить в операциональных терминах концептуальные переменные, значимые для исследования, уже является источником риска. Действительно, "перевод" понятия на уровень к ...

Влияние дифференцированного подхода на развитие двигательных качеств
Структура содержания общего образования в сфере физической культуры предполагает выделение как минимум двух блоков: образовательного, представляющего собой базовую основу интеллектуального компонента физической культуры, и двигательного совершенствования, являющегося основой ее двигательного компон ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru