2. Вводная часть
− Мы закончили изучать тему "Глагол", давайте вспомним все, что мы знаем об этой части речи. (Свободная беседа).
− Сегодня на уроке мы отвлечемся от всех морфологических признаков глаголов и поговорим о лексическом значении слов этой части речи. Закройте глаза и послушайте. (Звучит магнитофонная запись различных звуков).
− Что вы услышали?
− А как об этом сказать, используя глаголы?
− Что общего в лексическом значении этих глаголов?
− Глаголы, обозначающие звуки, называются глаголами звучания. (Звучит магнитофонная запись звуков). Что вы услышали? Какое время года? По каким признакам вы догадались, что это весна?
− Почему весной мы особенно рады каждому звуку?
− Давайте придумаем тему коллективного мини-сочинения. (После обсуждения учитель на доске записывает тему сочинения: "Звуки весны".)
3. Этап вызова
Учитель раздает листы – таблицы (каждый лист формата А4 разделен на 2х2 части, каждая часть пронумерована – см. далее).
− Запишите самостоятельно в своих таблицах в первой части все глаголы звучания, связанные с весной, которые вы вспомните, в течение 1 минуты. − − Обменяйтесь мнениями в парах, допишите там же слова, которые вспомнил сосед.
− Обменяйтесь мнениями в группах, допишите там же еще слова, если сможете.
− Теперь давайте обсудим и запишем на доске все глаголы звучания, которые знает наш класс. Для этого группы выберут ведущего, ведущие по очереди зачитают слова из своих таблиц.
4. Этап осмысления
− Внимательно посмотрите на выписанные глаголы, подумайте, на какие три группы их можно разделить?
− Посмотрите на свои цветные карточки, на каждой написано слово. Соберитесь в группы нового состава за столами, где выставлены таблички – указатели с вашим словом.
− Какое слово объединило первую группу? Щебетать. Вторую? Журчать. Третью? Кричать. Какое лексическое значение у каждого глагола? К какой группе относится каждый глагол? Звуки живой природы. Звуки неживой природы. Звуки, издаваемые человеком. Задача каждой группы учащихся: выписать "свои" глаголы и подобрать к ним ассоциации - существительные, обозначающие источник звука.
− Чтобы продолжить работу, вернитесь в группы прежнего состава (по цвету карточки). Познакомьтесь с результатами работы соседей и заполните пустые части таблицы В результате проделанной работы у каждого учащегося получается такой лист:
1. Журчать, жужжать, капать, смеяться, выть, скулить, долбить, шуршать, чирикать, булькать, щебетать, скрипеть, пищать, рычать, фыркать, храпеть, завывать, капать, кричать, кашлять, топать, чихать, смеяться, петь. |
2. Птицы - чирикать, щебетать, дятел – долбить, насекомые – жужжать, ежи – фыркать, змеи – шуршать, медведь – топать. |
3. Река журчит, водопад шумит, ветер свистит, гром гремит, листья шелестят, вода капает, капли звенят. |
4. Человек смеется, чихает, кашляет, поет, фыркает, топает. |
5. Этап работы с текстом
− Начало сочинения уже есть.
Учитель вывешивает на доску лист ватмана со следующим текстом:
Наступила весна. Все вокруг ожило. Мир наполнился звуками.
− Теперь каждая группа, используя свой набор ассоциаций из таблицы, составляет небольшой текст: "синие" – о звуках живой природы, "красные" – о звуках неживой природы, "желтые" – о звуках, издаваемых человеком. Время работы до 10 минут.
Каждая группа записывает свою часть текста на лист ватмана фломастером. В результате реальной работы на уроке получилось три части текста:
6. Этап рефлексии
Все листы вывешиваются на доску. Чтение текста вслух. Оценка коллективного мини- сочинения учащимися.
− Давайте вспомним правила построения текста: должна быть вводная часть, основная часть, заключение. Все ли части есть в нашем тексте?
(В результате обсуждения дети придумывают заключение: "Все рады приходу весны!")
7. Итог урока
8. Домашнее задание
− Пользуясь собранным сегодня материалом, дома напишите свое сочинение «Звуки весны».
Барташевич Надежда Васильевна, учитель начальных классов МОУ СОШ№8 г. Сургут предлагает конспект урока изложения.
Методика исследования фонематического анализа
Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня сформированности навыка фонематического анализа. Задачи исследования: подобрать методики исследования состояния фонематического анализа; определить критерии оценки и уровни сформированности фонематического анализа; дать качественный и кол ...
Использование современных информационных технологий на уроках литературы
Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Если в качестве признака информацио ...
Проблема самоопределения подростков при выборе профиля
обучения
Подростковый возраст является одним из самых важных в становлении личности, трудным периодом психологического взросления и полового созревания ребенка. На сегодняшний день в отечественной психологии нет единственно точной теории, которая бы отражала всю специфику подростничества достаточно полно, у ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.