Л.С. Выготский отмечает, что познание начинается с ощущений и восприятий окружающих предметов, образы которых сохраняются в представлении и памяти. Оно происходит в процессе активного взаимодействия ребенка с действительностью, в процессе так называемых практических проб, которые позволяют ему лучше познакомиться с особенностями предметов ближайшего окружения.
СИ. Ожегов дал следующее толкование восприятия: «Восприятие -непосредственное чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира» .
В.С. Мухина отмечает, что развитие восприятия рисунка в дошкольном возрасте происходит по трем направлениям: во-первых, изменяется отношение к рисунку как к отражению действительности, во - вторых, развивается умение правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нем изображено, наконец совершенствуется интерпретация рисунка, то есть понимания его содержания.
Хотя уже дети раннего возраста хорошо узнают изображения знакомых предметов, людей, ситуаций, они относятся к игрушке не так как взрослые. Для младшего дошкольника игрушка скорее повторение действительности, особый ее вид, чем изображение. Дети часто предполагают, что нарисованные люди, предметы могут иметь те же свойства, что и настоящие. Например, пытаются откусить нарисованное яблоко.
С.Л. Новоселова обращает внимание на то, что прежде чем узнать изображение и обозначить его словом, например, мяч - «бом - бом», ребенок должен неоднократно видеть их и действовать с ними, обследовать их свойства. Поэтому занятиям с игрушками должны предшествовать наблюдения и действия с реальными предметами .
Г.А. Урунтаева отмечает, что восприятие предметов на 2 - 3 году еще очень поверхностно, но чем чаще и разнообразнее малыш действует с предметом, тем легче узнает его на игрушке .
По сравнению с образами восприятия представления являются более обобщенными. Это значит: чтобы ребенок узнал предмет на игрушке, у него вначале должен возникнуть образ восприятия предмета, а затем и представление о нем. Только после этого возможно узнавание предмета на игрушке.
И.П. Павлов указывает на то, что изображение, используемое в качестве дидактического материала по развитию речи, поистине уникально, так как является, если можно так выразиться, двойной знаковой системой: с точки зрения зрительного восприятия, изображение - знак предмета (при его отсутствии как такового); с точки зрения слова, изображение - «сигнал сигналов».
Игрушка является уменьшенной копией реального предмета, поэтому предоставляется возможность использования на небольшом пространстве -большого количества изобразительного материала.
Л.С. Выготский отмечает, что ребенок еще в самом младенчестве способен «рассматривать», например, рисунок на обоях, но по настоящему он начинает осваивать изображение с начала второго года жизни, вначале, воспринимая его как обыкновенный предмет, обладающий комплексом физических свойств: цветом, формой, величиной, положением в пространстве. Не случайно маленькие дети рвут и обои на стенах, и иллюстрации, причем тем с большим удовольствием, чем красочнее и привлекательнее для глаза изображения.
Исследования показали: для ребенка в самом раннем возрасте значимой является семантическая сторона зрительной информации. Это значит, что ребенок 1 года выделяет изображение из цветового фона, который не несет ни какой информации.
На протяжении раннего детства у ребенка развивается способность к зрительному восприятию игрушки, он начинает с нею «работать», выделяя компоненты для анализа и синтеза.
В самом раннем возрасте, по мнению Л.Н. Павловой, ребенок не умеет рассматривать изображение, его нужно неоднократно привлекать к этому, организуя сам процесс рассматривания. На протяжении 2-3 года эта способность возникает и совершенствуется во многом под влиянием воспитания и обучения. Зрительный анализ при рассматривании игрушки отличается устойчивостью. К 2 - 3 годам складывается умение «работать» с игрушкой, не отвлекаясь, уже при первом ее представлении (непрерывно до 1,5 -2 минут).
Л.Н. Павлова считает важным отметить то, что при первом восприятия новой игрушки эмоциональное состояние ребенка таково, что у него может возникнуть так называемое доминантное торможение, то есть ребенок будет целиком погружен в созерцание и спрашивает его о чем - либо не имеет смысла: он «не слышит» взрослого. Ему необходимо дать возможность эмоционально «пережить» впечатление, которое эмоционально выражено тем сильнее, чем красочнее игрушка и чем больше она затрагивает его чувства.
Делинквентное поведение
При изложении материала данной главы были использованы сведения из книги Б.Н. Алмазова. Делинквентное поведение включает следующие проблемы: побеги детей и подростков из дома и бродяжничество, злоупотребление спиртными напитками, аутоагрессивное поведение, нанесение татуировок. Первая проблема была ...
Диагностика структуры воспитательных явлений
“Всех людей захотелось хвалить? Веселюсь. В умном сердце глубоко запрятана грусть!” Исикава Такубоку Понятие “структура” означает взаиморасположение составных частей изучаемого явления. Следовательно, структурная диагностика направлена на изучение внутреннего строения воспитательного процесса. До с ...
Понятие «аудирования» в современной методике. Виды аудирования. Алгоритм работы
Термин «аудирование» был введен в американским психологом Брауном. Аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи. Оно представляет собой перцептивную мыслительно-мнемическую деятельность. Аудирование должно занимать важное место уже на начальном этапе. Овладение аудирование дает возможнос ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.