Методика использования игрушки для развития словаря детей раннего возраста

Педагогика » Использование игрушки для развития словаря детей раннего возраста » Методика использования игрушки для развития словаря детей раннего возраста

Страница 1

Занятиям, на которых используется иллюстрированный материал отводится особая роль в педагогике раннего детства, Л.Н. Павлова отмечает, что уникальность и ценность таких занятий в наглядности, сочетающейся со словом, что особенно значимо для меленького ребенка.

Г.Ф. Лоза отмечает, что многие знания о предметах дети получают практически, в быту, однако без конкретизации и уточнениях на занятиях они останутся привычными, теряют новизну. А вот занятия с игрушками, на которых отображены знакомые детям предметы, воспринимаются ими с интересом. Такие занятия делают педагогический процесс более содержательным и разнообразным, давая возможность развивать речь [Щ.

По мнению В.И. Яшиной, при выборе игрушек в целях обогащения представлений, понятий и развития речи должна соблюдаться строгая постепенность, переход от доступных сюжетов к более сложным. Предметные игрушки служат для уточнения названий предметов, признаков (петух — большой, красивый, у него гребешок, бородка, клюв, ноги, хвост). Сюжетные игрушки служат для активизации словаря.

Методика развития речи опирается на классическое наследие западной и русской педагогики, использованное позднее применительно к работе с детьми дошкольного возраста Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, Л.А. Пеньевской, Е.И. Радиной, М.М. Кониной. Все они подчеркивали большое значение игрушки как для общего развития детей, так и для развития их речи.

М.М. Конина считала, что разные типы картин должны по-разному использоваться в связи с различными задачами развития словаря. Предметные игрушки располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображенного предмета.

Игрушка для малышей должна приближаться, по словам Е.А. Флериной, к упрощенной реальности.

Е.А. Флерина отмечает, что основной методический прием при рассматривании игрушек - вопросы. Последовательно выделяются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог. Вопросы должны быть понятными, направленными на установление связей между частями игрушки, на постепенное усложнение.

Е.И. Тихеева отмечает, что рассматривание картин в раннем детстве преследует тройную цель:

1. Упражнение способности к наблюдению.

2. Поощрение сопутствующих наблюдению интеллектуальных процессов (мышления, воображения, логического суждения).

3. Развитие языка ребенка,

Е.И. Тихеева рекомендует при выборе игрушек соблюдать строгую постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сложным.

МИ. Попова отмечает, что важно направлять внимание ребенка на детальное рассматривание изображения. Это повышает интерес к тому, что изображено; помогает развивать различные мыслительные операции, устанавливать причинные связи. В результате чего, считает М.И. Попова, у ребенка формируется умение не только повторять слова вслед за воспитателем, но и самостоятельно высказывать свои суждения.

Е.И. Тихеева рекомендует, ведя с детьми занятия по игрушкам руководствоваться следующими основными положениями:

■ игрушка должна быть графически грамотной и ни одной из своих деталей не искажать действительности;

■ своим содержанием игрушка должна психологически соответствовать возрасту ребенка, а потому игрушки должны предлагаться детям в соответствующей последовательности;

■ рассматривание игрушек может продолжаться до тех пор, пока ребенок проявляет интерес и внимание;

■ число игрушек, вводимых в детскую жизнь, должно быть педагогически обосновано;

■ занятия по игрушкам достигают всех связанных с ними целей только при активном использовании воспитателем и детьми речевого общения.

Занятия по номенклатуре с неговорящими детьми сводятся к закреплению связи между предметом и словом и нахождению ребенком предмета по слову. Детям показывают игрушки знакомых предметов, причем название каждого предмета четко и многократно повторяется.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Основные виды нарушения развития и психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
В настоящее время наиболее актуальной проблемой является теория и практика детской дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии. Перед медико-психолого-педагогическими службами стоит задача углубленного изучения особенностей психического развития каждого ребенка для определения адек ...

Объект социально-педагогической диагностики Н.К.Голубев, К.Д.Радина
В этот миг перед ним открывалось То, что было незримо доселе Н. Заболоцкий Объект социально-педагогической диагностики – существенный и важный ее компонент. Выход на объект социально-педагогической диагностики предполагает ответ на вопрос о том, что диагностируется, то есть социально-педагогическая ...

Опытно-экспериментальная работа по стимулированию процесса самовоспитания у подростков
Экспериментальное исследование проводилась на выборке состоящей из 14 человек (7 мальчиков, 7 девочек) 14-15 лет, учеников 8 в класса МОУ СОШ №4, г. Ишима, Тюменской области. На основе элективного курса «Профессиональное самоопределение» нами было проведено 2 занятия. Исследование проходило в 3 эта ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru