Изучение порядковой структуры

Педагогика » Изучение порядковой структуры

Страница 3

Для первоначального знакомства с порядковой структурой подходят книги. Дальнейшее изучение теории упорядоченных множеств и решеток можно осуществить по монографиям. Кроме того, практически в каждом учебнике по дискретной математике имеется информация об отношении порядка и упорядоченных множествах.

Реализация

Изложим апробированную нами схему изучения темы.

Сразу заметим, что мы приводим минимум понятий и фактов - только самые необходимые. Характерные методы и рассуждения демонстрируем на доказательстве нескольких теорем. Изложение сопровождаем модельными примерами и специально подобранными упражнениями.

Сначала разбираются важнейшие модельные примеры упорядоченных множеств (см. таблицу).

Выделяется то общее, чем все они обладают, и определяется само понятие отношения порядка. На модельных примерах иллюстрируются основополагающие порядковые понятия.

Основные понятия

Введем важнейшие понятия теории упорядоченных множеств.

Определение 1. Упорядоченным множеством называется непустое множество X вместе с заданным на нем бинарным отношением порядка <, которое по определению (для любых a, b, c е X):

1) рефлексивно: a < a;

2) транзитивно: a < b < c y a < c;

3) антисимметрично: a < b < a y a = b.

Более общим понятием служит отношение

квазипорядка, определяемое как рефлексивное транзитивное бинарное отношение на множестве.

Пусть (X, <) - произвольное упорядоченное множество. Элементы a и b упорядоченного множества X называются сравнимыми, если a < b, a = b или b < a, и несравнимыми в противном случае. Знаки <, > и > имеют обычный смысл. Упорядоченное множество (X, >) двойственно к упорядоченному множеству (X, <), которое в свою очередь двойственно к (X, >).

Определение 2. Упорядоченное множество называется линейно упорядоченным, или цепью, если любые два его элемента сравнимы. Если любые два * элемента упорядоченного множества несравнимы, то оно называется антицепью.

Элемент a е X называется наибольшим (наименьшим), если x < a (a < x) для всех элементов x е X. Элемент a е X называется максимальным (минимальным), когда в X нет элементов x > a (x < a).

Возьмем непустое подмножество Y в X. Элемент x е X называется верхней гранью (нижней гранью) множества Y, если у < x (x < у) для любого у е Y. Если множество всех верхних граней множества Y непусто и имеет наименьший элемент, то этот элемент называется точной верхней гранью множества Y и обозначается sup Y. Двойственным образом определяется понятие точной нижней грани inf Y.

Мы видим, что в основополагающих моделях теории упорядоченных множеств, приведенных в таблице, операции inf и sup дают классические математические операции. Они играют роль «материала» для представлений, реализации произвольных упорядоченных множеств. Так, любое упорядоченное множество X (порядково) изоморфно некоторому подмножеству (с индуцированным порядком) булеана B(X) с сохранением всех имеющихся в X точных верхних граней (либо точных нижних граней).

Определение 3. Отображение f: X^Y упорядоченных множеств называется изотопным, если a < b влечет f(a) < f(b) для любых a, b е X. Изо- тонная биекция f: X^ Y упорядоченных множеств называется их (порядковым) изоморфизмом, если обратное отображение f-1 также изотонно. Упорядоченные множества, между которыми существует изоморфизм, называются (порядково) изоморфными.

Говорят, что элемент b е X покрывает элемент a е X, если a < b и в X нет элементов x, удовлетворяющих неравенствам a < x < b (находящихся между a и b).

Конечные упорядоченные множества удобно изображать диаграммами Хассе. Элементы конечного упорядоченного множества X изображаются точками «вертикальной» плоскости. Если элемент a покрыт элементом b, то соединяем точку a с точкой b отрезком, идущим вверх. Полученный при этом граф и называется диаграммой Хассе упорядоченного множества X.

Диаграмму Хассе любого конечного упорядоченного множества X можно построить следующим образом. Берем в X множество X1 всех минимальных элементов и изображаем их точками, расположенными горизонтально (это первый уровень). Затем в упорядоченном множестве XXX1 снова рассматриваем множество X2 всевозможных минимальных элементов, помещая их на второй горизонтальный уровень над первым. Далее повторяем процедуру: берем упорядоченное множество XX(X1UX2) и т. д. В результате упорядоченное множество X разбивается на уровни X1, X2, ., Xn, являющиеся антицепями. Элемент a е X находится на k-м уровне (2 < k < п) тогда и только тогда, когда начинающиеся с a убывающие цепи в X имеют наибольшее число элементов, равное k. Элементы последнего уровня Xn максимальны, но не обязаны исчерпывать множество всех максимальных элементов в X.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Анализ исследований по проблеме развития тактильной чувствительности у слабовидящих детей
На современном этапе развития тифло – психолого-педагогической науки весьма важным является исследование, которое отражает не только содержание и методы психолого-педагогического воздействия, но и рассматривает его связи с лечебно – воспитательной работой. В работах ряда авторов л.и. Медведь (1976) ...

Методические аспекты обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи
Развитие и совершенствование методики обучения грамоте детей дошкольного возраста имеет свою историю. Более чем столетие тому назад К.Д. Ушинским был предложен звуковой метод обучения грамоте. Данный метод сменил существовавший до этого буквослагательный метод. Звуковой метод обучения грамоте имел ...

Сравнительный анализ развития мелкой моторики и развития связной речи у старших дошкольников
Цель анализа: Выявить взаимосвязь уровней развития мелкой моторики рук и развития связной речи у детей исследуемой группы. Сравним полученные результаты в таблице № 5 Таблица 5. Фамилия ребёнка, возраст Уровень развития мелкой моторики рук Уровень развития связной речи Безбабный Никита 6,2 низкий н ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru