В отношениях со сверстниками также происходит дальнейшее совершенствование. У детей продолжают воспитывать умение играть сообща, договариваться, уважать коллективный замысел, подчиняться общим правилам. При том у них стараются развивать общительность, умение сопереживать, проявлять дружелюбие и взаимопомощь.
Уделяется особое внимание дальнейшему воспитанию вежливости, приветливости, сдержанности. Детей учат не быть назойливыми, не вмешиваться в разговор Взрослых, не перебивать их, уметь оказывать услугу старшим. На новую ступень поднимаются требования к ребятам и в культуре общения со взрослыми и сверстниками — они должны знать, как отвечать на вопросы, уметь своевременно вступать в разговор, проявляя при этом вежливость, сдержанность.
К переходу в старшую группу у дошкольников должны быть воспитаны прочные навыки личной гигиены, умение быть опрятными и аккуратными, самостоятельно следить за чистотой тела, приводить в порядок прическу, костюм. Все это помогает ребенку чувствовать себя подтянутым, помнить о том, что отправляясь на прогулку или собираясь на занятие или за стол для приема пищи, необходимо проверить свой внешний вид. Старшие дошкольники при целенаправленном воспитании приобретают прочные навыки вежливости — приветливо здороваются и прощаются со всеми взрослыми и сверстниками (теперь уже без напоминания взрослого), называют заведующего, воспитателей, няню и всех сотрудников и знакомых по имени и отчеству. У детей закрепляют умение выслушивать взрослых, внимательно выполнять их требования, вежливо обращаться с просьбой и просить разрешения войти в кабинет заведующей или врача, благодарить за услугу, при необходимости предложить свою помощь. Их приучают с уважением относиться к труду и отдыху старших, дружить с товарищами, проявлять заботу о маленьких, оказывать им помощь, стараться успокоить плачущего, заняв его игрушкой.
Правила, регулирующие общение детей, тоже заметно возрастают: ребят приучают справедливо разрешать споры и разногласия; дружелюбно напоминать сверстнику те или иные правила поведения; самому отвечать за ошибки, не перекладывая свою вину на других. И постепенно подводят их к умению выполнять правила поведения в отсутствие взрослых.
Детей учат самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке. Оставленные не на месте или в беспорядке вещи, игрушки расцениваются как явление чрезвычайное. Большое значение придается выработке бережного отношения не только к личным вещам, но и ко всему общественному имуществу детского сада.
У детей формируют культуру деятельности на занятиях и вне их. Их учат объединяться для совместных игр, труда, согласовывать свои действия и замыслы друг с другом, считаться с мнением большинства. У детей воспитывают умение делиться игрушками и материалами, по необходимости ждать и уступать, уважать труд другого, справедливо разрешать споры. Ребенок должен уметь подготовить все необходимое для игры или занятия, не нарушая общего порядка в группе. В процессе деятельности уметь элементарно планировать ее ход. Детей учат завершать деятельность.
Значительное место отводится воспитанию у детей культуры речи — способности отвечать, вступать в разговор со взрослыми, поддерживать беседу, задавать вопросы, четко и ясно формулируя мысль и употребляя вежливые формы обращений, отвечать на вопросы полным ответом с хорошей дикцией и ясным произношением, разговаривать приветливо в доброжелательном тоне.
Детям прививают навыки общественного поведения: первыми здороваться со всеми знакомыми, прощаться, вежливо благодарить за оказанную услугу, помощь или заботу, уметь проявить внимание и предупредительность к старшим, пожилым людям, родителям (поднять оброненную вещь, придержать дверь и пропустить вперед себя, предложить помощь и т. д.); умение вести себя в общественных местах организованно, сдержанно, не нарушая покоя окружающих и не привлекая к себе их внимания, по необходимости уступать место взрослым и маленьким детям.
Немалое значение придается культуре общения детей как - способу выражения нравственных чувств — коллективности, товарищества.
Выше приведенная программа воспитания у детей навыков и привычек, способствующих формированию нравственного поведения, должна осуществляется непрерывно на протяжении всего дошкольного детства и в единстве со всеми другими задачами воспитания, предусмотренными программой. В этом случае поведение ребенка становится выражением его воспитанности.
Итак, в данном параграфе мы рассмотрели возрастные особенности дошкольников, выявили показатели воспитанности детей и раскрыли суть воспитательного процесса в детском саду. Таким образом, мы видим, что дошкольный возраст - важный период в жизни ребенка, так как именно в этом возрасте закладываются основы нравственности.
Организация практических занятий по развитию лексических навыков речи
Поскольку в данной работе исследуется и изучается обучение лексике как основному компоненту речевой деятельности, то целью в ходе практики явилось выявление наиболее эффективных приёмов обучения лексике иноязычной речи. Объектом исследования был процесс обучения лексике как главному компоненту рече ...
Организация работы по воспитанию культуры общения у детей старшего
дошкольного возраста
Формирующий этап эксперимента - комплекс занятий в игровой форме по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста был осуществлен в экспериментальной группе. Целью данного этапа мы определили организацию работы по воспитанию культуры общения дошкольников. Так как, играя, ребенок ...
Анализ функции дискриминанты
В большинстве прогностических исследований конечный результат получается в виде числа. Но вариант получения результата в виде категориальной переменной тоже имеет место. Если это так, то прием мултипольного разложения неприменим и применяется анализ функции дискриминанта, который совпадает с мульти ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.