Игровая деятельность таит в себе возможность побед, а успех всегда придает уверенность в собственных силах, поднимает настроение и повышает психический тонус. Преодолевая игровые трудности, дети получают физическую, волевую и интеллектуальную закалку, осваивают процессы коммуникации. И перед нами - третье проявление значимости игры в развитии коммуникативных навыков детей.
Любая игра имеет свои правила. Однако участники ее могут в чем-то отступать от первоначально заданных установок, которые складываются опять же в процессе общения участников – в процессе коммуникации. Игры относятся к тем видам развлечений, которые зиждятся на внесении в предварительно принятые условия всемерной инициативы, импровизации, творчества. Стоит изъять эти сущностные элементы - и игра исчезнет, разрушится, превратится в какой-то другой вид деятельности.
В основе всякой игры лежит сознательное преобразование реальной ситуации в воображаемую с использованием коммуникации. В этом смысле игровое занятие немыслимо без некоторой доли фантазии и символики, включённой в ряд коммуникационных процессов. Игра как бы приподнимает нас над обыденностью, переносит в новую атмосферу. Благодаря этому досуг приобретает возвышенность и своеобразный романтический ореол.
Важно не только понимать специфику игровой деятельности, но и видеть особенности возникающих здесь отношений. Создавая собственные формы общностей, игра значительно расширяет систему традиционных контактов и связей ребёнка. Общеизвестно, что в процессе игровой практики складывается наиболее благоприятный тип коммуникации, характеризующийся простотой, доброжелательностью, взаимопониманием. Общие интересы и совместные переживания всегда сближают. Но в игре вступившие в нее сходятся особенно легко и быстро. В этом смысле игровая коммуникация обладает поистине чудотворными свойствами. Нередко благодаря ей люди превращаются из инертных и необщительных в активных, разговорчивых, инициативных. Исчезают излишняя застенчивость, стеснительность и многие другие качества, мешающие по-настоящему развлекаться и быть хорошим партнером по отдыху. То есть перед нами – следующий элемент, говорящий о роли игры в развитии коммуникативных навыков детей.
Коммуникационное влияние игровой деятельности связано с тем, что игры осуществляются главным образом в коллективно-групповых формах и основаны на прямом непосредственном общении детей. Всякий раз, когда ребёнок становится участником командных игр, у него так или иначе возникает чувство общности с другими игроками. Развлечения игрового типа неизменно предполагают определенную координацию усилий, взаимную помощь и взаимную выручку. Почти во всех игровых ситуациях слаженные коллективные действия - как основное условие успеха - обязательно получают немедленное и сильное подкрепление в виде ярких положительных переживаний.
Игровое сообщество – это самодеятельный микроколлектив, выступающий применительно к каждому отдельному участнику игры как организующее начало, санкционирующее и поддерживающее определенный стиль поведения. Вступая в такое сообщество, ребёнок берет на себя некоторые моральные обязательства и подвергается воздействию общего мнения команды. Очень важно, что приобретаемые здесь навыки и привычки сохраняются и переносятся из сферы досуга на другие виды деятельности за пределами игровой ситуации. На этом пути игра вносит специфически важный вклад в общий процесс накопления коммуникационного опыта.
Изменение в области высшего образования в 70–80-е гг. XIX в
Место университетского вопроса в общей политике самодержавия определялось значением, какое приобрело вообще высшее образование в 70-х гг. XIX в. Подготовка интеллигенции диктовалась общественным развитием, темпы которого усилились после падения крепостного права. Функционирование государственной си ...
Делинквентное поведение
При изложении материала данной главы были использованы сведения из книги Б.Н. Алмазова. Делинквентное поведение включает следующие проблемы: побеги детей и подростков из дома и бродяжничество, злоупотребление спиртными напитками, аутоагрессивное поведение, нанесение татуировок. Первая проблема была ...
Начальное общее, основное общее, среднее общее образование
1. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. 2. Возраст, с которого допускается прием граждан, и продолжительность их обучения на каждой ступени образования определяются устав ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.