Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Этот вопрос волнует всех учителей начальных классов и учителей русского языка. Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких ведь единицы. Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно. Вывод напрашивается сам: наши ученики должны знать правила и уметь их применять. В чем же причина неумелого применения правил? Очевидно, в неумении увидеть нужную орфограмму.
М.Р.Львов в своей работе «Правописание в начальных классах» (1990, 2001) пишет: «Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма».
Исследования показали, что самостоятельно определяют орфограммы 15-45 % учеников лишь в отдельных классах. Там же, где учитель работает специально – 70-90 % Следовательно, работу по развитию орфографической зоркости вести необходимо. Этот вопрос меня интересовал давно. Проанализировав работы известных методистов (П.С. Жедек «Методика обучения орфографии», М.Р.Львова «Правописание в начальных классах» и ряд статей из журнала «Начальная школа», пришли к некоторым выводам:
Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания.
Ввести понятие «опасное место», чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки.
Орфографические правила вводить с выполнением нужных упражнений, а также с поэтапным использованием памятки для работы над ошибками.
Развивать фонематический слух.
Обучать правильному списыванию текста.
Прививать интерес к чтению.
Интегрировать уроки русского языка и чтения.
Расширять словарный запас детей.
Ребенку, пришедшему в 1 класс, очень трудно разобраться в написании слов и многом другом, так как он только научился писать. Но здесь очень важно сразу обратить внимание на то, что написание некоторых слов расходится с их произношением.
При формировании орфографической зоркости можно выделить несколько этапов.
Первый этап – обучение постановке ударения.
Второй этап – ввод слов, где написание расходится с произношением.
Третий этап – отработка навыка правописания безударной гласной.
Четвертый этап – отработка умения проверять безударную гласную.
Дети знакомятся с орфограммой, когда явно неоднозначное произношение и написание.
Эти упражнения даются на доске. Ученики доказывают необходимость нужной гласной.
Пятый этап – восприятие орфограммы на слух.
Выполнению этого этапа способствуют объяснительные и выборочные диктанты.
В 1 классе создается только основа для выработки навыка правописания безударных гласных, парных согласных и других орфограмм.
Программа не требует от учащихся сформированного умения в этой области, не предполагает и проверки безударной гласной путем подбора однокоренных слов.
Во 2,3 классах проводится отработка навыка проверки слов.
Цель же работы в 1 классе: привлечь внимание детей к неоднозначному написанию и произношению.
Дальнейшее введение орфограмм в начальной школе может проходить следующим образом: знакомим детей с правилом и тут же указываем место и номер орфограммы из памятки для работы над ошибками.
Очень помогают в работе мини-справочники, которые учащиеся делают сами. Это то же привычный детям словарик (разрезанная вдоль тетрадочка), в котором есть схемы – опоры практически на каждое правило. Здесь же ученики пишут все образцы разборов и при необходимости могут ими пользоваться. Развитию орфографической зоркости способствует большое количество практических упражнений.
1) Очень активизируют работу перфокарты. Так, например, начиная со 2 класса выписывают все слова с безударной гласной, разделяют их на три группы:
Функционирование образовательных систем на
региональном уровне
Процесс дальнейшего сближения образовательных систем на региональном уровне определяется характером развития экономических систем регионов России. Необходимо как можно быстрее проанализировать те достижения и промахи, которые есть в любой системе образования, наметить пути интеграции различных обра ...
Содержание и методы коррекционной работы по развитию осязания
Потеря зрения или ухудшение нормального зрения как мощного дистантного анализатора частично восполняется у слепых и слабовидящих взаимной деятельностью сохранных органов чувств: осязания, слуха, обоняния. При помощи слуха и обоняния различаются признаки знакомых предметов, воспринятых дистантно. Вс ...
Структура и содержания образования
Существуют различные трактовки понятия содержания образования. Так, Ю. К. Бабанский определяет его следующим образом: «Содержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формир ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.