Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Этот вопрос волнует всех учителей начальных классов и учителей русского языка. Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких ведь единицы. Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно. Вывод напрашивается сам: наши ученики должны знать правила и уметь их применять. В чем же причина неумелого применения правил? Очевидно, в неумении увидеть нужную орфограмму.
М.Р.Львов в своей работе «Правописание в начальных классах» (1990, 2001) пишет: «Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма».
Исследования показали, что самостоятельно определяют орфограммы 15-45 % учеников лишь в отдельных классах. Там же, где учитель работает специально – 70-90 % Следовательно, работу по развитию орфографической зоркости вести необходимо. Этот вопрос меня интересовал давно. Проанализировав работы известных методистов (П.С. Жедек «Методика обучения орфографии», М.Р.Львова «Правописание в начальных классах» и ряд статей из журнала «Начальная школа», пришли к некоторым выводам:
Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания.
Ввести понятие «опасное место», чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки.
Орфографические правила вводить с выполнением нужных упражнений, а также с поэтапным использованием памятки для работы над ошибками.
Развивать фонематический слух.
Обучать правильному списыванию текста.
Прививать интерес к чтению.
Интегрировать уроки русского языка и чтения.
Расширять словарный запас детей.
Ребенку, пришедшему в 1 класс, очень трудно разобраться в написании слов и многом другом, так как он только научился писать. Но здесь очень важно сразу обратить внимание на то, что написание некоторых слов расходится с их произношением.
При формировании орфографической зоркости можно выделить несколько этапов.
Первый этап – обучение постановке ударения.
Второй этап – ввод слов, где написание расходится с произношением.
Третий этап – отработка навыка правописания безударной гласной.
Четвертый этап – отработка умения проверять безударную гласную.
Дети знакомятся с орфограммой, когда явно неоднозначное произношение и написание.
Эти упражнения даются на доске. Ученики доказывают необходимость нужной гласной.
Пятый этап – восприятие орфограммы на слух.
Выполнению этого этапа способствуют объяснительные и выборочные диктанты.
В 1 классе создается только основа для выработки навыка правописания безударных гласных, парных согласных и других орфограмм.
Программа не требует от учащихся сформированного умения в этой области, не предполагает и проверки безударной гласной путем подбора однокоренных слов.
Во 2,3 классах проводится отработка навыка проверки слов.
Цель же работы в 1 классе: привлечь внимание детей к неоднозначному написанию и произношению.
Дальнейшее введение орфограмм в начальной школе может проходить следующим образом: знакомим детей с правилом и тут же указываем место и номер орфограммы из памятки для работы над ошибками.
Очень помогают в работе мини-справочники, которые учащиеся делают сами. Это то же привычный детям словарик (разрезанная вдоль тетрадочка), в котором есть схемы – опоры практически на каждое правило. Здесь же ученики пишут все образцы разборов и при необходимости могут ими пользоваться. Развитию орфографической зоркости способствует большое количество практических упражнений.
1) Очень активизируют работу перфокарты. Так, например, начиная со 2 класса выписывают все слова с безударной гласной, разделяют их на три группы:
История появления первых детских садов в Америке
Первый детский сад появился в Америке в 1855 г. в Висконсине, он был организован эмигрировавшими туда после революции 1848 г. учениками Фребеля; первоначально такие учреждения охватывали в основном немецкоговорящих детей. К концу прошлого века количество детских садов выросло лавинообразно; причина ...
Элективный курс «Функции и графики»
Предлагаемый элективный курс по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов посвящен одному из основных понятий современной математики - функциональной зависимости. Понятие функциональной зависимости, являясь одним из центральных в математике, пронизывает все ее приложения, оно, как ни одно другое ...
Концепция профильного обучения
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания “системы спе ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.