Формирование гуманности в онтогенезе связанно с развитием самосознание ребенка, выделением себя из социального окружения. Показано, что огромное значение в становлении гуманности ребенка принадлежит деятельности совместной, предполагающей его реальное сотрудничество сначала со взрослым, а затем со сверстником. Деятельность совместная создает общность эмоциональных переживаний, а смена позиций в игре и общении формирует гуманное отношение к другим значимым; от непосредственных проявлений эмоциональной отзывчивости (сострадание неблагополучию и сорадование успехам) он переходит к опосредованным моральными нормами актам соучастия в деятельности совместной. Изучение закономерностей становления и развития гуманности, как характеристики личности, а также механизмов ее функционирования – важная задача нравственного воспитания человека, формирования всесторонней личности.
Гуманные отношения – это отношения к другому как к себе самому, и к себе как к другому.
Гуманное отношение к сверстнику может проявляться в двух формах сопереживания: сострадания ему в ситуации его наказания, и сорадование в ситуации награды. В современном мире, когда милосердие, сострадание перестает быть нормой поведения, необходимо воспитание способности к сорадованию, которое является средством преодоления личностного эгоцентризма.
Опосредованные совместной деятельностью гуманные отношения в детских группах имеют уровневую организацию, их становление в онтогенезе подчинено общепсихологической закономерности развития высших форм поведения.
Гуманные отношения, как частный случай межличностных отношений, могут быть представлены в двух ипостасях: как непосредственные, прямые, а также как опосредованные содержанием совместной деятельности индивидов. Первый уровень развития гуманных отношений, по сути дела, интенсивно исследовался в руслах различных теорий и в нашей стране, и за рубежом, исследования второго уровня осуществляется сравнительно недавно.
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте – эмпатии. Исследования показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе их формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя. А.В.Запорожец называл умение понять другого "новым видом внутренней психической активности ребенка".
Одним из путей формирования гуманных отношений является целенаправленное развитие наиболее важных сторон и качеств личности, общекультурное развитие ребенка
Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в педагогике и психологии довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста; изучались средства воспитания гуманных отношений (художественная литература, игра, занятие, труд) в условиях семьи и дошкольного учреждения. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л.А. Пеньевской, А.М. Виноградовой, И.С. Деминой, Т.В. Черник и др.
Что же исследования дали практике? Уточнилось содержание доступных детям знаний о гуманном отношении к людям и природе. Определилась методика формирования таких взаимоотношений у детей на разных этапах дошкольного возраста. В основе методики лежит механизм нравственного воспитания, но последовательность компонентов механизма меняется в зависимости от возраста детей.
Роль игры в обучении младших школьников
Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Имитационные способности ребенка, природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие «застывшей» системы ценностей и установок, а также языкового барьера способствуют эффектив ...
Проблема социально-педагогического сопровождения
Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то ...
Необходимость введения и модель предпрофильной подготовки
В предыдущей главе мы определили, что ребенок не готов совершить самоопределение относительно профиля обучения при переходе в старшую школу, поскольку у него не сформирована психологическая готовность к выбору в силу отсутствия тех умений и качеств, которые для этого нужны, а также нет опыта ответс ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.