Предметом исследования явилась социальная ситуация в семье, наличие в ней фактов какого-либо неблагополучия. Была использована проективная рисуночная методика, интерпретация которой позволяет увидеть достаточно чёткую картину отношений к ребёнку в семье. Другие методы сбора информации малоэффективны и недостоверны. Так, например, анкетный опрос неосуществим по причине того, что дошкольники не умеют читать, следовательно не могут прочитать и заполнить анкету. Во время интервьюирования ребёнок "закрывается", даёт односложные ответы, а нередко и совсем отказывается отвечать. Через рисунок ребёнок самовыражается быстрее, так как он не знает назначения этого задания, не догадывается о его информативности, а для исследователя это возможность увидеть достоверную картину взаимоотношений ребёнка и родителей.
Цель исследования: проанализировать состояние семьи ребёнка как системы социального развития.
В ходе исследования решались следующие информационно-исследовательские задачи:
· выяснялось эмоциональное состояние ребёнка, его отношение к семье;
· рассматривались отношения членов семьи между собой, их отношения к ребёнку.
Эмоциональное отношение к семье выяснялось на ряде тестов, такие как автопортрет, дом-дерево-человек, несуществующее животное, моя семья. Приведем данные этих тестов.
Автопортрет. 33% детей нарисовали себя с большими глазами, которые на рисунке обычно обозначают подозрительность, озабоченность и гиперчувствительность к общественному мнению. Рот как у клоуна, изображенный на рисунках 15% воспитанников,- вынужденная приветливость. Кроме того, у 21% рот "украшен" зубами, что говорит о неприкрытой агрессии. Руки символизируют контакт личности с миром. Соединенные руки означают скованность, замкнутость. Рука как боксёрская перчатка,- у 27% говорит о вытесненной агрессии. Пальцев на руке больше пяти – могут указывать на агрессию и амбициозность.
Дом – дерево – человек. Дерево символизирует жизненную энергию, стремление к жизни определяется толщиной ствола и веток. Если дерево занимает на рисунке значительное место, это говорит об огромной энергии и позитивном подходе к жизни – 37% рисунков детей в группе испытуемых. Ветки направлены вниз: 11% рисунков, что считается показателем депрессии и замкнутости, нерешенных проблем. Дом, в котором есть дверь (68%), говорит об откровенности, общительности ребёнка, зависимости его от других. Маленькие двери – не желание впускать в свое "я" - 12% рисунков детей. Отсутствие двери – психологическая недоступность, замкнутость – 20%. Дом нарисован вдали – отверженности – 14%. Тонкая струйка дыма из трубы может быть признаком недостатка эмоциональной теплоты в доме – 23%. Наличие окон – 53%, что означает стремление к хорошим контактам с людьми, у 10% рисунков детей окна очень большие, что может являться признаком развязности.
Несуществующее животное. Если рисунок расположен в нижней части листа, значит, ребёнок не уверен в себе, у него заниженная самооценка, подавленность, он нерешителен – 14%. Наличие таких дополнительных деталей на голове, как рога, перья, а также когти на лапах, щетина, иглы, - говорят об агрессивности (спонтанной или защитной) – 56%. Хвосты, направленные вверх – 27%, - ребёнок положительно оценивает свои действия. Панцирь, щит – линия защиты – 9%. Сильный нажим линий – 13% - тревога.
Моя семья. Доминирующий (по высоте расположения на листе) отец – 34%, мать – 29%, равное расположение – 23%, доминирует ребёнок – 14%. На 57% рисунков детей просматриваются четкие гендерные тенденции (мать выполняет работу по дому, отец на работе, с машиной, с газетой). В зависимости от выбора цвета (яркости, насыщенности) можно судить об отношениях родителей с ребёнком. Мать изображена в более светлых, ярких тонах – 32%, лучше строятся отношения с отцом – 51%, гармоничные отношения – 17%.
Общие положения методики развития речи на уроках русского языка
Речь человека – один из важнейших показателей уровня его культуры и общей грамотности. В круг основных задач современной российской школы входит научить учащихся правильному, точному, свободному от излишеств языку. Также школа должна прививать умение мыслить логично и объективно, и основным средств ...
Методы семантизации
Успешное развитие умения читать, говорить или понимать со слуха невозможно без прочных знаний и умений в области лексики, ибо с её помощью происходит приём и передача информации. В связи с этим на занятиях иностранным языком должно быть уделено серьёзное внимание работе над лексикой. Учителя часто ...
Понятия функции и графика
Цель: актуализировать, обобщить и систематизировать знания учащихся о функциональной зависимости, рассмотреть примеры задач на функциональную зависимость, сформулировать определения понятий: функция, область определения и множество значений функции. Ход занятия: Учитель формулирует тему и цель заня ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.