Поскольку речевая практика дошкольников на занятиях по пересказу строится в основном на языковом материале прочитанного произведения, воспитатель различными приемами привлекает внимание детей к словосочетаниям, оборотам, точным словам – обозначениям, ритмическим особенностям текста и т.д. Учитывая что дети при пересказе пользуются простыми грамматическими конструкциями, педагог побуждает их повторять за ним то или иное сложное предложение, т.е. побуждает следовать языковому образцу.
Ставя задачу пересказать для слушателей рассказ или сказку, педагог помогает детям постепенно овладевать доступными им средствами выразительной речи, элементарными формами исполнительского творчества. Дошкольники учатся использовать различные интонации, силу голоса, темп речи и т.д. Они приобретают первоначальный опыт передачи переживаний действующих лиц и своего отношения к описанным персонажам, событиям, действиям.
На занятиях по обучению пересказу применяются разнообразные методические приемы: обеспечивающие осмысленно-эмоциональное восприятие детьми литературного материала; обеспечивающие педагогическое руководство самим процессом пересказывания и, обеспечивающие анализ и оценку речевой деятельности детей; выразительное дву- и трехкратное чтение текста, беседы о прочитанном, показ иллюстраций, речевые упражнения, указания относительно способов и качество выполнения задания, оценка и т.д.
Важно, чтобы на занятиях возникали благоприятные условия для общения, содержанием которого является изложение текстов, сказок, рассказов. Различными приемами воспитатель побуждает детей к тому, чтобы они передавали прочитанное понятно, четко, ясно, умели адресовать свою речь тем, кто их слушает, могли уточнить, дополнить ответы рассказчиков, проявляя к товарищам доброжелательное заинтересованное отношение.
Конкретные задачи обучения определены программой воспитания в детском саду. В соответствии с программными требованиями в группах систематически приводятся занятия по пересказыванию, содержание которых неразрывно связанно со всеми аспектами жизни детей: наблюдениями, играми, трудом, чтением книг, показом картин и др.
Программой детского сада предусмотрена система занятий по обучению пересказа. Обучая ребенка пересказу, т.е. самостоятельному, связному и последовательному изложению текста ребенок учится правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звука – слово-произношения. Иными словами совершенствуются все стороны речи ребенка – лексическая грамматическая и фонетическая.
Образовательные программы
1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные). 2. Общео ...
Сущность танцевальной деятельности в педагогическом аспекте
Исследования танца как вида творческой деятельности человека проведены нами с помощью метода системной классификации категорий и понятий, разработанного Е.Д. Гражданниковым. Этот метод позволил научно обосновать теоретическую модель танца с определением структуры танца и выделением следующих поняти ...
Веселые уроки для самых
маленьких. Азбука и счет
«Веселые уроки» - это занимательное обучение детей буквам и цифрам. Слушая сказку перед сном, во время спокойных игр или занятий детским творчеством ребенок в то же время осваивает азбуку, запоминает цифры. Удивительные сказочные истории познакомят малышей с целым семейством букв! Ребята узнают, чт ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.