Вопросы
по вертикали:
Рисунок на бумаге, получивший своё название от слова "карта" - "бумага".
3. Это исконно русское слово образовано от той же основы, что и кора, короб, корыто и обозначает морское судно.
5. Город, считающийся центром страны, произошло от слова "стол" - "возвышение".
6. Общеславянское слово произошло от корня "лоп" - "плоскость, широкий лист".
по горизонтали:
Осадочная горная порода, состоящая из мелких частиц, получила своё название от слова "пес" - "пыль".
4. Исконно слово означало "огороженное чем-либо место". Родственно слову "город".
5. Слово произошло от итальянского слова "сольдо" - название монеты и обозначает военнослужащего, получающего жалованье.
7. Слово, заимствованное из французского языка. Возникло из слияния двух слов "tram" - "вагон" и "way" - "дорога".
5. Диктант с обоснованием.
Этот вид задания хорошо известен в методике русского языка и широко используется учителями при закреплении написания слов с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Если же учитель постоянно использует в словарно-орфографической работе этимологический анализ, этот вид диктанта можно использовать и при работе со словами с непроверяемыми гласными.
Школьникам предлагалось записать трудные слова под диктовку, предварительно обосновав их написание.
Выполняя это задание, учащиеся вспоминали слово или исторический корень, к которому восходит данное, и записывали сначала его, а потом уже диктуемое слово. Например, (сольдо) солдат, (тетра) тетрадь, (кара) карандаш, (раб) работа, (огур) огурец.
Этот вид диктанта способствовал закреплению в сознании детей сведений о происхождении "трудных" слов, развитию навыка писать слова, вызывающие затруднения, предварительно подобрав проверочное слово.
6. Самодиктант.
Задание: вспомни и запиши как можно больше слов…
… имеющих в своём составе исторический корень - кол - (от коло) со значением "круг".
(Колесо, коляска, кольцо, кольчуга, около, околица, колобок и др.)
… имеющих в своём составе исторический корень - кор - (от кора).
(Корабль, кораблик, кораблестроитель, корабельный, корыто, короб, коробка, корица, коричневый)
… имеющих в своём составе исторический корень - лоп - в значении "лист".
(Лопасть, лопата, перелопатить, лопатка, лопух, лопоухий и др.)
В основу этого задания легло составление учащимися этимологического гнезда. Составление этимологического гнезда оказалось очень интересным и полезным для учащихся при обучении орфографии, так как обращало их внимание не только на смысловую общность этимологически родственных слов, но и на графический облик корня и его вариантов, на наличие "проверяемых" написаний для слов.
7. Аукцион "трудных" слов.
Проводится устно. Побеждает тот, кто последним назовёт слово с указанным в задании признаком.
Назови слова, имеющие в своём составе полногласие -оро-.
(Город, горох, воробей, мороз, огород, дорога, ворона, корова, хорошо и др.)
Опираясь на знание этимологии, такая работа развивает внимание учащихся, так как дети не должны повторять уже названных слов.
8. Сочинение - миниатюра.
Учащимся предлагалось из предложенного списка изученных слов выбрать одно и написать маленькое сочинение на тему: "Почему это слово так называется?"
9. Этимологические упражнения.
1) Скажите, от каких слов образованы слова заяц, машина, работа.
2) Определите, на какой признак предмета указывает его название.
Берёза, воробей, капуста, земляника, лопата, пенал, тетрадь.
3) Объясните правописания слов.
Деревня (от дерево = "место, очищенное от леса").
Лисица (от древнерусск. лисый - "желтоватый" = "рыжая").
Капуста (от лат. капут - "голова" = "растущая кочаном").
4) Выделите в словах исторически-опорные написания.
Работа, медведь, песок.
5) Пользуясь этимологическим словариком, найдите исторически проверочные слова к словам сорока, ворона, заяц, коньки.
Педагогические основы в обучении решения задач
В обучении математике роль задач определяется, с одной стороны, тем, что конечные цели этого обучения сводятся к овладению учащихся методами решения определенной системы математических задач. С другой стороны, она определяется и тем, что полноценное достижение целей обучения возможно лишь с помощью ...
Повышение эффективности социально-педагогического сопровождения путем
применения различных педагогических технологий в учреждениях дополнительного
образования
По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в ...
Методы проблемного обучения
Метод обучения представляет собой систему организации взаимодействия преподавателя и учащихся, призванную обеспечивать достижение педагогических целей. В зависимости от целей исследования методы обучения классифицируются в педагогической литературе по различным критериям: по источникам передачи сод ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.