В словаре лингвистических терминов О.С. Ахмановой письмо определяется как «дополнительное к звуковой речи средство общения при помощи системы графических знаков, позволяющих фиксировать речь для передачи ее на расстояние, для сохранения ее произведений во времени». Таким образом, письмо — понятие более широкое, чем письменная речь и включает:
•графику — систему знаков-графем;
•орфографию — правописание, систему правил использования знаков;
•запись — письменную фиксацию языковых единиц разной протяженности;
•письменную речь — письменную фиксацию устного высказывания для решения определенной коммуникативной задачи.
В практике обучения под письмом понимают технологический, или процессуальный аспект, а под письменной речью — сложную творческую деятельность, направленную на выражение мыслей в письменной форме.
Многолетнее неприятие письменной речи как цели обучения в школе так же во многом объясняется сложностью овладения данным умением.
Трудности обучения письменной речи очевидны:
процесс обучения письменной речи постоянно осложняется расхождениями между звуковым и графическим планами выражения мысли на ИЯ;
если при устном сообщении что-либо может быть опущено говорящим, восполнено мимикой, жестом, интонацией, то при сообщении в письменной форме высказывание должно быть конкретным и полным, максимально развернутым, чтобы выполнить свою коммуникативную функцию; отсутствие возможности выразительно интонировать свою речь требует более тщательного отбора синтаксических средств, а отсутствиевозможности использовать мимику и жесты требует более строгого грамматического оформления письменной речи;
формирование навыков в области графико-орфографической системы изучаемого языка, наличие таких особенностей, как нечитаемые буквы, слова-омофоны, из меняемые формы грамматической орфографии, которые проявляются только на письме и не влекут за собой изменения звуковой формы слова;
овладение письменной речью предполагает наличие у обучаемого определенного уровня социокультурной компетенции.
Названные трудности, бесспорно, осложняют процесс обучения иноязычному письму и обусловливают ограничение объема письменной речи (как творческой деятельности) в рамках базового курса обучения иностранному языку. Но участие в процессе письма всех четырех анализаторов — зрительного, слухового, речедвигательного, моторного — обеспечивает высокую степень запоминания и усвоения материала, что объясняет необходимость использования этого вида речевой деятельности как важнейшего средства совершенствования навыков и развития всех речевых умений.
Письмо имеет место на всех этапах обучения иностранному языку. Но особенно широкое применение письменные тренировочные и контрольные работы находят при освоении лексики и грамматики на начальном этапе. Письменная фиксация помогает учащимся закрепить навыки и умения устной речи, эффективней овладеть графической системой языка, организовать обратную связь.
В качестве конечных требований в области обучения письму выдвигается развитие у учащихся умений письменно выражать свои мысли. Базовый курс обучения иностранному языку предполагает овладение письмом на «уровне выживания», т. е. достижения элементарной коммуникативной компетенции. Письменная коммуникативная компетенция, включающая овладение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения, ограничена в рамках программы обучения иностранному языку в школе.
Что касается целей и содержания обучения иноязычной письменной речи в начальной школе, то тут письмо выступает в качестве средства обучения иностранному языку и вводится с первых уроков с целью формирования у детей навыков написания элементов букв, затем самих букв, отдельных слов и фраз, усвоенных в устной речи, ведения словаря, письменного выполнения лексических и грамматических упражнений.
Понятие массы в физической науке
Масса (от греческого μάζα) — одна из важнейших физических величин. Первоначально (XVII—XIX века) она характеризовала "количество вещества" в физическом объекте, от которого, по представлениям того времени, зависели как способность объекта сопротивляться приложенной сил ...
Физиологические механизмы развития тактильного восприятия
Восприятие – это психический процесс отражения в сознании человека совокупности свойств предмета или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы). В восприятии отражаются предметность, целостность, структурность, осмысленность предмета и др. Восприятие дошкольника – эт ...
Особенности словарной работы с детьми младшего дошкольного возраста
Процесс овладения словарем тесно связан с овладением понятиями. У Л.С. Выготского читаем: «Значение слов с психологической стороны…есть не что иное, как обобщение или понятие. …Мы вправе рассматривать значение слова как феномен мышления». В первую очередь дети дошкольного возраста овладевают назван ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.