Игровые приемы в обучении письму на начальном этапе

Страница 2

В словаре лингвистических терминов О.С. Ахмановой письмо определяется как «дополнительное к звуковой речи средство общения при помощи системы графических знаков, позволяющих фиксировать речь для передачи ее на расстояние, для сохранения ее произведений во времени». Таким образом, письмо — понятие более широкое, чем письменная речь и включает:

•графику — систему знаков-графем;

•орфографию — правописание, систему правил использования знаков;

•запись — письменную фиксацию языковых единиц разной протяженности;

•письменную речь — письменную фиксацию устного высказывания для решения определенной коммуникативной задачи.

В практике обучения под письмом понимают технологический, или процессуальный аспект, а под письменной речью — сложную творческую деятельность, направленную на выражение мыслей в письменной форме.

Многолетнее неприятие письменной речи как цели обучения в школе так же во многом объясняется сложностью овладения данным умением.

Трудности обучения письменной речи очевидны:

процесс обучения письменной речи постоянно осложняется расхождениями между звуковым и графическим планами выражения мысли на ИЯ;

если при устном сообщении что-либо может быть опущено говорящим, восполнено мимикой, жестом, интонацией, то при сообщении в письменной форме высказывание должно быть конкретным и полным, максимально развернутым, чтобы выполнить свою коммуникативную функцию; отсутствие возможности выразительно интонировать свою речь требует более тщательного отбора синтаксических средств, а отсутствиевозможности использовать мимику и жесты требует более строгого грамматического оформления письменной речи;

формирование навыков в области графико-орфографической системы изучаемого языка, наличие таких особенностей, как нечитаемые буквы, слова-омофоны, из меняемые формы грамматической орфографии, которые проявляются только на письме и не влекут за собой изменения звуковой формы слова;

овладение письменной речью предполагает наличие у обучаемого определенного уровня социокультурной компетенции.

Названные трудности, бесспорно, осложняют процесс обучения иноязычному письму и обусловливают ограничение объема письменной речи (как творческой деятельности) в рамках базового курса обучения иностранному языку. Но участие в процессе письма всех четырех анализаторов — зрительного, слухового, речедвигательного, моторного — обеспечивает высокую степень запоминания и усвоения материала, что объясняет необходимость использования этого вида речевой деятельности как важнейшего средства совершенствования навыков и развития всех речевых умений.

Письмо имеет место на всех этапах обучения иностранному языку. Но особенно широкое применение письменные тренировочные и контрольные работы находят при освоении лексики и грамматики на начальном этапе. Письменная фиксация помогает учащимся закрепить навыки и умения устной речи, эффективней овладеть графической системой языка, организовать обратную связь.

В качестве конечных требований в области обучения письму выдвигается развитие у учащихся умений письменно выражать свои мысли. Базовый курс обучения иностранному языку предполагает овладение письмом на «уровне выживания», т. е. достижения элементарной коммуникативной компетенции. Письменная коммуникативная компетенция, включающая овладение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения, ограничена в рамках программы обучения иностранному языку в школе.

Что касается целей и содержания обучения иноязычной письменной речи в начальной школе, то тут письмо выступает в качестве средства обучения иностранному языку и вводится с первых уроков с целью формирования у детей навыков написания элементов букв, затем самих букв, отдельных слов и фраз, усвоенных в устной речи, ведения словаря, письменного выполнения лексических и грамматических упражнений.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Описание опыта реализации возрастного подхода в деятельности школьного социального педагога
Изучение опыта реализации возрастного подхода в деятельности школьного социального педагога позволило сделать следующие выводы. МОУ "Средняя общеобразовательная школа №29" расположена по адресу г. Череповец, ул. Моченкова, д.10, телефон 29-59-77. Микрорайон находится на окраине города, в ...

Взгляды русских и советских психологов
Проблема мышления возникла как предмет психологии в начале 20-х гг. нашего века в вюрцбургской психологической школе. Господствовавшая до этого ассоциативная психология не ставила перед собой проблемы анализа мыслительной деятельности. Мышление сводилось к «сцеплению» ассоциаций. За реальность прин ...

Концептуально-технологические аспекты стимулирования процессов самовоспитания в подростковом возрасте
Среди значительных работ по самовоспитанию стоит отметить вклад таких отечественных ученых как Каптерев П.Ф., Маралов В. Г., Селевко Г. К. Мысль о самодеятельности и ее роли в развитии личности - одна из основных во всем педагогическом наследии П.Ф.Каптерева. Наиболее ярко она выражена в его статье ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru