Существует еще один важный аспект влияния образа жизни малой группы на мотивацию поведения индивидуума. Образ жизни привычной малой группы (семья, группа сверстников) вырабатывает у подростка своеобразный стереотип мотивации поведения. М.А. Алемаскин отмечает, что если подросток попадает в новую для него микросреду (общежитие, новая школа, новая семья), он не может воспроизводить в своем поведении образ жизни той микросреды, к которой он раньше принадлежал. Поэтому мотивом многих его поступков может быть защита (часто неосознанная) своей принадлежности к прежним малым группам, к их образу жизни. Если образ жизни меняется внезапно и, как правило, расходится, а иногда даже противоречит ведущим мотивам субъекта, тогда человек стремится к воспроизведению того образа жизни, который в большей степени обеспечивал бы функционирование присущих ему ведущих мотивов.
Игнорирование указанной личностной тенденции к соответствию привычного образа жизни и мотивации поведения нередко является причиной непонимания таких, например, поступков, как побеги из школы, армии, или, наоборот, неэффективности мероприятий включения в общественно полезный образ жизни бродяг.
Наибольшей мотивообразующей силой девиантного поведения обладают неформальные группы сверстников с асоциальными тенденциями. Влияние группы особенно значимо, если субъект дорожит принадлежностью к ней и образ жизни группы не противоречит внутренним позициям личности, ее наиболее актуальным, ведущим мотивам. Иначе говоря, асоциальная группа лишь в том случае "находит" субъекта, если сам субъект "ищет" такую группу.
Поведение любого человека зависит от характера так называемой "социальной роли", которая возлагается на него обществом. В понятие "социальная роль" заключены "определенные требования и ожидания в отношении поведения человека в конкретной социальной ситуации", а также представления человека о том, как он должен вести себя в той или иной ситуации. Мотивом девиантного поведения может стать "конфликт ролей", то есть такая ситуация, когда одна из воспринятых социальных ролей как "ожидаемое поведение" вступает в противоречие с правилами поведения взятой на себя второй роли. Так, например, ребенок, являясь членом семьи, учащимся школы, может быть одновременно членом или даже "вожаком" неформальной асоциальной группы.
Мотивообразующим фактором в определенных условиях может стать конкретная жизненная ситуация, которая способствует принятию решения о совершении того или иного поступка. Однако исследования последних лет показывают, что ситуация большей частью только актуализирует мотивы девиантного поведения, т. е. вызывает к жизни мотивы, уже имеющиеся у человека, и создает условия для их реализации. Поэтому антиобщественные поступки детей и подростков носят чаще всего не "случайный" ситуативный характер, а являются при всей их внезапности, импульсивности и эмоциональной схваченности логическим развитием всей предшествующей жизни.
Функционирование образовательных систем в рамках
единого образовательного пространства
Создание единого образовательного пространства диктуется теми объективными процессами, которые происходят ныне в мировом сообществе, предполагающими необходимость интеграции всех сил в освоении информационных, технологических, экономических и других пространств, что становится важным, системообразу ...
Теоретические аспекты методов диагностики зрительного
восприятия у детей дошкольного возраста
Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем требуют объективной оценки функционального развития каждого ребенка-дошкольника. Одним из важнейших показателей функционального развития является уровень зрительного восприятия. Используемые в отечественной психофизиологии тесты для оценки развит ...
Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста
Работу по данной теме я начинала с детьми младшей группы. Проведя анализ умственных способностей детей данной группы, я установила, что у детей (Насти И., Феди К., Майи Ф., Лени Н.) наряду с наглядно-действенным мышлением начали формироваться элементы наглядно-образного мышления и простейшие виды р ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.