Краеведческая работа как форма патриотического воспитания

Педагогика » Методика патриотического воспитания в начальной школе » Краеведческая работа как форма патриотического воспитания

Страница 2

Предметом внимания краеведов-историков является история городов, поселков, отдельных зданий, выдающихся личностей, предприятий, школ, социальных процессов и явлений, население

В педагогической науке целью литературного краеведения является выявление двух зависимостей: как тот или иной город (село) сформировали личность писателя (поэта) и как этот писатель отразил в своем твор­честве ту или иную местность.

Основными источниками краеведческой информации являются:

• периодическая печать (газеты, журналы, альманахи);

• художественная литература (но нужно помнить, что н( каждый писатель-художник достоверно отражает дей­ствительность);

архивные фонды;

фонды музеев;

всякого рода планы и карты;

материальные следы культуры (произведения скульпту­ры, живописи, архитектуры);

• материалы статистики;

• устные свидетельства старожилов. Основные принципы краеведческой работы:

• системный подход;

• предельная достоверность фактов;

• синхронность отдельных направлений поиска (например искусство или природу края нельзя рассматривать исторического контекста).

Формы краеведческой работы — урочная и внеурочная, как активная (сам поиск, туризм, полевая работа) и пассивная (отработка полевых материалов, экскурсионное обслуживание в школьных музеях).

Внеурочная краеведческая работа — это поисковые экспеди­ции, туризм, краеведческие теоретические кружки, тематичес­кие вечера, конкурсы, олимпиады, пленэр (живописные этюды с натуры).

Конечным результатом серьезной краеведческой работы яв­ляется школьный музей.

Хорошо, когда школьная поисковая краеведческая работа согласуется с работой местных государственных музеев или осу­ществляется под их патронажем. В этом случае успех обеспе­чен. К примеру, поисковые экспедиции школьников г. Таганро­га многое дали литературному музею А.П. Чехова; школьники г. Ростова под руководством учителя истории, выполнившие раскопки обломков свыше 10 погибших самолетов, множество материалов передали в областной краеведческий музей; госу­дарственный музей «Почтовая станция» в г. Аксае начинался со скромного музея одной из школ города.

Качество и объем краеведческой работы, увлеченность детей и масштабы их деятельности во многом определяет личность учителя. Нельзя рассчитывать на успех, если отностесь к работе формально, без особой личной заинтересованности. Дети ведь сразу почувствуют казенный привкус в общении.

Только после хорошей методической подготовки можно по­дойти к практической реализации своих замыслов, ибо одной интуиции в краеведческой работе недостаточно. Содержание, тематика и формы работы с детьми, глубина проработки отдель­ных задач, конечно же, зависят от возрастной группы

Для того чтобы младшие школьники смогли в полной мере почувствовать особенности школы, проникнуться ее тради­циями, а затем и продолжить их, взрослые, должны хорошо знать малышей, их особенности.

В книге Ш. А. Амонашвили «В школе — с шести лет» автор называет ряд свойств , имеющих особое значение для эффективной организации учебно-воспитательной работы с ними в условиях школы. К этим свойствам относятся: недостаточность социально-нравственного опыта; преобладание актуальных по­требностей и импульсивной активности; стремление к игровой деятельности.

Попробуем проследить на примерах работы многих школ, как решаются задачи военно-патриотического воспитания младших школьников с учетом особенностей этого возраста, что можно сделать в целях становления защитника Родины в процессе учебно-воспитательной работы.

Многие учителя с первых школьных дней формируют у детей такие важные понятия, как «Родина», «патриот», «подвиг», «воин-освободитель». Учащихся подводят к осозна­нию того, что патриотизм — это любовь к Родине, любовь актив­ная, действенная, стремление своими силами укрепить ее могу­щество.

Пробуждая у детей интерес к истории, подвигам, учителя со­ставляют списки книг на военно-патриотическую тематику для внеклассного чтения. Часть из них обсуждается на внеклассных занятиях, например: «Володька—партизанский сын» А. Первенцева, «Капитан Гастелло» А. Беляева, «Штурм рейхстага» Б. Горбатова, «Кортик» А. Рыбакова, «Что ты сделал хорошего» Л. Татьяничевой, и др.

В ряде школ умело используется чтение художественных про­изведений, посвященных юным героям. Нам кажется, что с огромным интересом будут читать третьеклассники «Сказку о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» А. Гайдара.и др., к сожалению, забытые сейчас книги. На встречу с ребятами обязательно необходимо приглашать ветеранов войны. Они познакомят школьников с конкретными, яркими факта­ми героизма советских воинов, с героическими поступками де­тей — пионеров и школьников. Потом можно проводить военно – патриотические игры, которые тоже забыты, можно возродить тимуровскую работу , оказывая постоянную помощь ветеранам войны и не только в дни праздников.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Реализация программы по использованию элементов технологии развития критического мышления при обучении монологической речи учащихся на уроках немецкого языка
Программа по использованию элементов технологии развития критического мышления при обучении монологической речи на уроках немецкого была частично реализована в 11 классе МОУ «Павлоградская гимназия» в период педагогической практики в рамках темы «Kinder – Eltern – Kontakte». Фрагмент урока №1. Тема ...

Методика проведения народных подвижных игр
Народные подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать народные подвижны ...

Опыт взаимного обучения на уроках русского языка в младших классах
Взаимная форма обучения чаще всего практикуется автором настоящей работы при формировании умений и навыков младшеклассников. После фронтального закрепления учебного материала предлагаю ученикам совместно делать упражнения. В процессе выполнения работы они совещаются друг с другом, осуществляется оп ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru