Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек.
Ребенок и подросток только начинают формироваться, у них еще размыты потребностная и мотивационная сферы, другими словами: «он сам не знает чего хочет». Потому и досуг свой дети не всегда могут организовать. Очень часто от детей можно услышать: « А что мне делать? Скучно, заняться нечем. Делать нечего» и т.д. По этой же причине дети и подростки часто бесцельно болтаются по улицам в свое свободное время, совершают хулиганские действия, попадают в различные неприятные ситуации только потому, что родители или педагоги не смогли правильно направить их активность в мирное русло. Часто бывает и так, что ребенок, приходя в ДОУ, теряет интерес к выбранному занятию, потому что не достиг в нем результатов, которых ожидал, или просто неправильно выбрал род занятий. Помочь ребенку найти себя в досуговой деятельности, правильно распределять свое свободное время, не тратить его на «шатания по улицам», правильно оценить свои возможности и выбрать занятие по душе должен социальный педагог. В его обязанности не входит организация непосредственно творческой деятельности учащего, он сопровождает этот процесс, работая над личностной мотивацией детей, детьми группы риска, из неблагополучных семей, возможно с детьми-инвалидами, если таковые занимаются в ДОУ учреждении.
Деятельность учреждений дополнительного образования и ее улучшение зависит не только от умелой организации досуга, но и от учета психолого-педагогических факторов. Деятельность детей и подростков в сфере свободного времени основывается на добровольности, на личной инициативе на интересе к общению и творчеству. В этой связи встают вопросы общения в коллективах, и типологии досугового поведения. Дети объединяются в группы по интересам, а потом уже идет внутренняя дифференциация их по возрасту, уровню способностей и т.д. Например, в рамках кружка технического творчества могут быть объединены дети разных возрастов и разных способностей, а внутри самой группы дети разделяются на тех, кто только начал заниматься, тех, кто уже давно занимается, на более старших и младших воспитанников, по личным предпочтениям, кто с кем дружит и т.д. В связи с этим в группе может происходить изменение психологического и эмоционального климата, возникать конфликты, разногласия. Разрешать подобные коллективные проблемы также должен социальный педагог.
Сегодня представляется наиболее актуальным рассмотрение ребёнка как феномена социальной личности. В связи с этим востребовано внедрение в практику новых социально-педагогических технологий, основанных на научных убеждениях о необходимости развития в каждом ребёнке таких компетентностей, которые позволят ему в любой ситуации выбора самостоятельно принять адекватное решение. При этом решение принимается независимо от того, идёт ли речь о профессиональном самоопределении или разрешении локальной конфликтной ситуации с родителями или в среде сверстников.
Системный подход к решению психолого-педагогической организации досуга детей в ДОУ предлагает целостное рассмотрение проявлений, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер человека, их соотношения в занятиях по свободному выбору. Нужно учесть особое значение эмоциональной сферы во всех мероприятиях. Ведь эмоциональность опрашивает в соответствующие тона все досуговые занятия и все формы общения.
В педагогическом плане, деятельность ДОУ, состоит не только в том, чтобы всесторонне развивать личность ребенка, но и в том, чтобы помочь ему влиться в общество, стать его полноправным членом, то есть в конечном итоге способствовать социализации детей. Благодаря социализации дети и подростки приобщаются к социальной жизни, получают и изменяет свой социальный статус и социальную роль.
И поскольку организация досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования позиционируется как система, то в ней обязательно должен присутствовать элемент управления и контроля. Таковым выступает социально-педагогическое сопровождение, которое осуществляется социальным педагогом.
Выбор группы респондентов
“Не ждет ли нас теперь другая эра?” И. Бродский Группа респондентов при производстве корреляционного анализа, как и при любом другом психологическом исследовании, должна подбираться с особой тщательностью и, по возможности, представлять из себя случайно сформированную выборку. Респонденты должны бы ...
Взаимосвязь психики и сознания
Взаимосвязь уровней проявления психики и сознания, необходимых составляющих профессиональной деятельности педагога и сочетание их с педагогической действительностью Таким образом, педагогическая деятельность в аспекте интуитивного подхода – это воспитательный процесс, направленный на формирование з ...
Характеристика уровня развития представлений о форме предметов у детей
подготовительной к школе группы на констатирующем этапе эксперимента
Цель констатирующего эксперимента: выявление уровня развития представлений о форме предметов у детей контрольной и экспериментальной групп. В качестве основного метода исследования использовалась диагностика математического развития Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой. Диагностика по методике сост ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.