3. Характеристика семьи и положения данного ребенка в ней (семьи неполные или родители-алкоголики, могут вести аморальный образ жизни, у нескольких детей кто-то из родственников в тюрьме, ребенок предоставлен сам себе, родители его воспитанием не занимаются, он никому не нужен, предоставлен сам себе, или над ребенком дома издеваются, бьют, выгоняют из дома и т.д.)
4. Психолого-педагогическая характеристика ребенка, где с учетом выявленных проблем указываются возможные причины отклонений в его поведении (чем занимается в ДОУ, как туда попал, как регулярно посещает ДОУ, какие личные качества проявил, какие отношения со сверстниками, были ли отклонения в поведения, правонарушения, состоит ли на учете в милиции, как учится в общеобразовательной школе и т.д., сюда же входили результаты психологических обследований, проведенных по нашей просьбе психологом ДОУ и выявивших мотивацию детей к деятельности в ДОУ, уровень притязаний, тип темперамента, особенности характера и др.)
Краткие педагогические замечания фиксировались также нами в рабочих записях так называемого «дневника наблюдений», это тетрадь, куда записывались ежедневные наблюдения за поведением, поступками учеников, отмечались нарушения распорядка, дисциплины, конфликты различного рода, пропуски занятий и т.д., а также методы педагогического воздействия, которые были применены к ученику и какой эффект они оказали.
В качестве примера приведем характеристику одного из подростков нашей экспериментальной группы, учащегося УДО.
Психолого-педагогическая характеристика:
Емельянов Вадим Сергеевич, 14 лет. Проживает в двухкомнатной квартире с матерью и отцом, в семье еще двое детей: мальчик 8 лет, девочка 10 лет. Семья малообеспеченная, многодетная. Родители часто выпивают, часто меняют работу, нигде подолгу не задерживаясь, денег в семье почти не бывает. Помогает семье бабушка, которая дает внукам деньги со своей пенсии.
В квартире давно не было ремонта. Вся мебель старая, в комнатах грязно. У детей нет новой одежды и обуви, младшие дети донашивают за старшими. Едят нерегулярно, то, что принесет бабушка. Младшие дети ходят попрошайничать к соседям.
Родители почти не бывают дома, а если и приходят, то для того, чтобы выпит. Детьми почти не занимаются. Дети предоставлены сами себе. За младшим мальчиком присматривает соседка, водит его в школу со своим сыном. Девочка часто пропускает школу, потому что не хочет туда ходить, так как ее дразнят из-за плохой одежды.
Вадим плохо учиться и прогуливает в школу. Вместе с тем, учителя отмечают неплохие способности мальчика, особенно в математике. Но Вадим по складу характера очень активный мальчик, привык быть в центре внимания и добивается этого любыми путями. Отсюда, по мнению психолога УДО, и нарушения в поведении мальчика. Он часто устраивает «проделки», оговаривается со взрослыми, курит, несколько раз его ловили на воровстве. Задирает сверстников, бьет девочек. Состоит на учете в милиции за воровство (на летних каникулах с компанией ребят совершили несколько краж).
В УДО пришел вместе с друзьями (за компанию). Их привлекли рассказы классного руководителями о различных кружках. В частности интерес вызвал туристический кружок. Первое время регулярно посещал занятия и ему очень нравилось. Затем «пропал». Оказалось, что он в очередной раз прогуливает уроки и в школе. Время он проводил, гуляя по улицам. Но через некоторое время вернулся в кружок, стал готовиться вместе с другими ребятами к походу. Отношения с ребятами ровные, хотя он пытается проявлять себя как лидер, но поскольку в группе есть ребята старше него, то это ему не всегда удается. Утверждать свой авторитет он пытается разными путями. Это отражают и записи в его дневнике наблюдений:
Методика обучения пересказу детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием традиционных
и нетрадиционных методов
В настоящее время дети с общим недоразвитием речи составляют основной контингент в специальных дошкольных учреждениях. Особую роль обучения пересказу в формировании связной монологической речи детей подчеркивают многие исследователи как в общей дошкольной, так и коррекционной педагогике (A.M. Бород ...
Коллективные и индивидуальные подвижные игры
Различные игры используются специалистами, ведущими внешкольную работу с детьми и подростками для организации их досуга. Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. В педагогической практике используютс ...
Основные проблемы и противоречия в организации профильной подготовки, эффективность
профильного обучения
Изучение опыта профильной подготовки, предшествующей высшему профессиональному образованию в системе непрерывного образования развитых стран мира, а также опыта становления и развития региональной системы профильной подготовки в Краснодарском крае в условиях развития рыночной экономики, позволило в ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.