Термин «аудирование» был введен в американским психологом Брауном. Аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи. Оно представляет собой перцептивную мыслительно-мнемическую деятельность. Аудирование должно занимать важное место уже на начальном этапе. Овладение аудирование дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет обучить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывание и таким образом, воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке. Аудирование вносит свой вклад и в достижение образовательной цели, обеспечивая возможность понимать высказывания, как бы элементарны они ни были на языке другого народа. Аудирование служит и мощным средством обучения иностранному языку. Оно дает возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идет усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. Также аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом, что является одной из главных причин использования аудирования в качестве вспомогательного, а иногда и основного средства обучения данным видам речевой деятельности.
Овладение аудированием можно рассматривать как поэтапный процесс. Нельзя не согласиться с Н.В. Елухиной, которая считает, что система обучения аудированию включает три основных уровня. Первый уровень - элементарный, на нем формируется перцептивная база аудирования, второй уровень - продвинутый, он посвящается развитию аудирования как вида речевой деятельности и третий - завершающий -овладение устным общением, в ходе которого учащийся выступает в роли слушающего. Первый уровень отвечает начальному этапу обучения в средней школе (5-6 классы), второй - среднему (7-9 классы), а завершающий – старшему этапу обучения (10-11классы). Все три уровня как составляющие системы обучения аудированию тесно взаимосвязаны.
На первом этапе происходит формирование слухо-произносительных навыков и речевого слуха. Важно, чтобы становление артикуляционных навыков и речевого слуха осуществлялось не только с опорой на речь учителя, но также с опорой на речь других лиц, в том числе носителей языка.
На втором уровне системы формируются основные умения аудирования, и развивается на этой основе данный вид речевой деятельности. К этому времени учащиеся уже владеют определенным запасом языковых средств и навыками их узнавания на слух. Развитие аудирования как вида речевой деятельности осуществляется путем формирования соответствующих речевых умений, которые будут выделены и рассмотрены ниже.
Когда учащиеся уже владеют основными умениями аудирования и могут участвовать в устном общении в качестве слушателя, наступает очередь последнего уровня системы обучения аудированию. Для осуществления акта общения необходимы следующие составляющие: источник (говорящий), сообщение (текст), передаваемое по слуховому каналу, и получатель (слушатель).
В современной методике существуют 2 вида аудирования:
С полным пониманием текста;
С пониманием основного содержания текста.
Тексты для аудирования с полным пониманием не включают незнакомой лексики и выражений, которые могли бы явиться помехой при восприятии. При аудировании текста с пониманием основного содержания учащийся должен стремиться понимать текст в целом. На среднем этапе основное внимание должно уделяться развитию умения полностью понимать текст.
В новых программах целевые требования ориентированы на уровень понимания содержания, на тип и качественную характеристику воспринимаемого на слух текста. Тексты должны соответствовать языковой подготовке учащихся, их интересам и потребностям. На средней ступени: речевое общение на уроке, прогноз погоды, занимательные истории, детские диа- и кинофильмы, объявления.
С учетом вышесказанного, следует подробнее остановиться на тех видах текста, которые используются при обучении аудированию на среднем этапе.
Тексты средней сложности:
- аутентичные и полуаутентичные тексты разговорно-литературного, научно-популярного или художественного стиля в жанре беседы, сообщения, описания с последовательным и простым изложением;
Диагностика уровня воспитанности дошкольников как педагогическая проблема
В первую очередь следует уточнить лексическое значение понятия «диагностика». Произошедшее от слова «диагноз» (греч. распознание, определение), данное понятие долгое время было абонировано медициной и означало «распознавание болезни» и «определение болезни». Поставить диагноз значило выявить и опре ...
Метод
проектов - средство решения задач предпрофильной подготовки
Проектная деятельность не является принципиально новой технологией в педагогической практике. Она возникла еще в начале ХХ столетия в США. Ее называют также методом проблем и связывают с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом ...
Технология деятельностного метода обучения
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.