Как указывалось выше, сенсорное развитие детей с нарушением интеллектуального развития имеет свои особенности и проявляется в несформированности сенсорных эталонов. Для подтверждения этих особенностей был проведён констатирующий эксперимент, задачами которого являются:
изучение особенностей усвоения эталонов цвета дошкольниками с нарушением интеллекта;
изучение особенностей усвоения эталонов формы дошкольниками с нарушением интеллекта;
изучение особенностей усвоения эталонов величины дошкольниками с нарушением интеллекта.
Исследование проводилось на базе двух детских садов:
ЦЛПиДО Центр лечебной педагогики и дошкольного образования г. Краснокаменск;
МДОУ №4 "Тополек" г. Краснокаменск.
В эксперименте принимали участие 24 ребёнка, возрастом пять - шесть лет.12 детей с нормальным психическим развитием и 12 детей с нарушением интеллекта легкой степени. Пятеро детей находятся в коррекции первый год, остальные (восемь) посещают специальные группы второй год.
Дети шли на контакт, доброжелательно относились к процедуре исследования. Добровольно выполняли задания, проявляли к ним интерес. Некоторые дети проявляли желание ещё раз "позаниматься".
Констатирующий эксперимент включал следующие методики (Катаева А.А., Стребелева Е. А.):
1). Методика "Цвета";
2). Методика "Формы";
3). Методика "Сложи полоски";
4). Методика "Определи, у кого какой предмет".
Количественные данные, полученные при проведении методики "Цвета" представлены в таблицах 1 и 2 и на рисунке 1.
Таблица 1
Восприятие дошкольниками основных и дополнительных цветов (в % от общего числа испытуемых)
Категория детей |
Выбор основного цвета при назывании его взрослым |
Называние основного цвета |
Выбор дополнительного цвета при назывании его взрослым |
Называние дополнитель-ного цвета |
Дети с нормальным развитием |
100 |
100 |
91,7 |
83,3 |
Дети с нарушением интеллекта |
91,7 |
83,3 |
50 |
33,3 |
Таблица 2
Восприятие дошкольниками с нарушением интеллекта основных и дополнительных цветов
Ф.И. ребенка с нарушением интеллекта |
Выбор основного цвета при назывании его взрослым |
Называние основного цвета |
Выбор дополнительного цвета при назывании его взрослым |
Называние дополнитель-ного цвета |
Вова К. Костя В. Вика С. Сережа В. Вася Т. Тарас Б. Белла Р. Рита Б. Боря Д. Дина Н. Настя Л Леня Ш. |
+ + + + + + + + + + + |
+ + + + + + + + + + |
+ + + + + + |
- + + + + |
%/кол-во правильно ответивших |
91,7/11 |
83,3/10 |
50/6 |
33,3/4 |
Концепция профильного обучения
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания “системы спе ...
Исторический аспект проблемы
На ранних этапах существования человечества - в рамках родоплеменных отношений - семьи не существовало. Отношения людей строились по принципу полигамии, т.е. свободного выбора и смены половых партнеров, а также совместного воспитания детей всеми членами рода. По мере совершенствования социальных от ...
Психофизиологическая основа воспитания ребенка с дефектом
«По существу между нормальными и ненормальными детьми нет разницы, — говорит П. Я. Трошин. — Те и другие — люди, те и другие — дети, у тех и у других развитие идет по одним законам. Разница заключается лишь в способе развития». Всякое воспитание в конечном счете сводится к установлению некоторых но ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.