Содержание и основные направления экспериментальной работы по обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи

Педагогика » Дифференцированный подход в обучении грамотДифференцированный подход в обучении грамоте старших дошкольников с ОНРе старших дошкольников с ОНР » Содержание и основные направления экспериментальной работы по обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 2

Содержание подготовительного этапа предполагало формирование у детей представлений о звуковом составе слова:

А) формируется умение вслушиваться в звучание слова;

Б) формируется умения узнавать, различать и выделять из слова отельные звуки.

Основной способом вычленения звука из слова – утрированное его произношение. Использование данного способа способствовало развитию умения вслушиваться в слово, выделять из слова тот или иной звук.

Содержание подготовительного этапа реализовывалось на индивидуальных занятиях по произношению и подгрупповых занятиях

Одним из главных наших нововведений было более раннее начало обучение грамоте – с первого года обучения в группе для детей с нарушениями речи.

Обучение звуковому анализу слов опиралось на теорию поэтапного формирования умственных действий.

Другим важным начинанием было совмещение работы над звуком и буквой. Познакомив детей со звуком, мы давали сразу же его графическое изображение – букву.

И третье отличие состояло в том, что мы упражняли детей в написании буквы печатным шрифтом, т.е. разрешали детям поупражняться в печатном изображении букв мелом на доске и карандашом в тетради. Этот вызывало у них большой интерес к занятиям. Дети с большим удовольствием знакомятся с буквами, упражняются в написании. Знакомство с буквами проводится в игровой форме, поэтому буквы легко запоминаются.

Для ознакомления детей с новой буквой, печатания ее в тетради отводится часть фронтального занятия логопеда. Покажем на примере, как проходит знакомство детей с буквами м и н.

На занятии дети выделяют первый звук в словах: мак, мох, муха – звук м, нос, нас, ноты – н. Дети определяют звук и дают его характеристику: м – согласный, может звучать мягко и твердо, находиться в слове в начале, середине и конце.

После характеристики звука и показа буквы м предлагаем детям построить ее. Для этого используется игра «Как построить букву». Сначала дети выкладывают буквы из палочек, затем сами строят эти буквы у доски: двое ребят соединяют руки, опустив их вниз, и получается буква м; или встав лицом друг к другу, соединяют обе руки получается буква н. Дети строят и другие буквы, такие как х, т, к, п, д, г, р, ч, л, у ф.

Затем дети упражняются в написании буквы мелом на доске и, когда напишут, оценивают их написание, отмечая лучшие и более правильные.

Следующий вид работы – написание букв в тетрадях. Дети старательно пишут эти буквы, а затем слоги и короткие слова простым карандашом в тетради. Для письма используются тетради в линейку. Дети пишут через строчку. В начале каждой строчки дается образец написания.

Эти работы мы оцениваем отметкой. Таким образом, на занятии используется одновременно несколько анализаторов – зрительный, речедвигательный и слуховой, плюс разработка кисти руки, т.е. формирование двигательного навыка при написании букв. Наш опыт убеждает в том, что, чем больше анализаторов участвует в ознакомлении с новым материалом, тем легче, быстрее и прочнее дети его усваивают.

На занятиях по обучению грамоте мы широко используем игру «Живые буквы». Проводим ее, так же, как игру «Живые звуки», в различных вариантах. Буквы могут «двигаться», «меняться местами», отчего получается новое слово. Слово может преобразовываться в игре одни буквы «уходят», другие «становятся» на их места: мишка – мышка, кот – ток, сом – сок – сук.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Определение уровня развития представлений о форме предметов у детей контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе эксперимента
Целью контрольного эксперимента явилось выявление динамики уровня развития представлений о форме предметов у детей. Для этого нами был проведен эксперимент, аналогичный тому, что проводился в начале исследования. Необходимо отметить, что эксперимент проводился с экспериментальной и контрольной груп ...

Валидность процедур
Третий тип валидности – это валидность процедур, которые позволяют варьировать и измерять переменные. Даже необходимость определить в операциональных терминах концептуальные переменные, значимые для исследования, уже является источником риска. Действительно, "перевод" понятия на уровень к ...

Характеристика реализации возрастного похода в деятельности школьного социального педагога
Развитие ребенка, совершаясь во времени, имеет свои внутренние закономерности, определенную периодичность в смене форм отражения. Один этап подготавливает новый этап, качественно отличный от первого, хотя и включающий в снятом виде прошлый. Каждый возрастной период связан с количеством прожитых лет ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru