Содержание подготовительного этапа предполагало формирование у детей представлений о звуковом составе слова:
А) формируется умение вслушиваться в звучание слова;
Б) формируется умения узнавать, различать и выделять из слова отельные звуки.
Основной способом вычленения звука из слова – утрированное его произношение. Использование данного способа способствовало развитию умения вслушиваться в слово, выделять из слова тот или иной звук.
Содержание подготовительного этапа реализовывалось на индивидуальных занятиях по произношению и подгрупповых занятиях
Одним из главных наших нововведений было более раннее начало обучение грамоте – с первого года обучения в группе для детей с нарушениями речи.
Обучение звуковому анализу слов опиралось на теорию поэтапного формирования умственных действий.
Другим важным начинанием было совмещение работы над звуком и буквой. Познакомив детей со звуком, мы давали сразу же его графическое изображение – букву.
И третье отличие состояло в том, что мы упражняли детей в написании буквы печатным шрифтом, т.е. разрешали детям поупражняться в печатном изображении букв мелом на доске и карандашом в тетради. Этот вызывало у них большой интерес к занятиям. Дети с большим удовольствием знакомятся с буквами, упражняются в написании. Знакомство с буквами проводится в игровой форме, поэтому буквы легко запоминаются.
Для ознакомления детей с новой буквой, печатания ее в тетради отводится часть фронтального занятия логопеда. Покажем на примере, как проходит знакомство детей с буквами м и н.
На занятии дети выделяют первый звук в словах: мак, мох, муха – звук м, нос, нас, ноты – н. Дети определяют звук и дают его характеристику: м – согласный, может звучать мягко и твердо, находиться в слове в начале, середине и конце.
После характеристики звука и показа буквы м предлагаем детям построить ее. Для этого используется игра «Как построить букву». Сначала дети выкладывают буквы из палочек, затем сами строят эти буквы у доски: двое ребят соединяют руки, опустив их вниз, и получается буква м; или встав лицом друг к другу, соединяют обе руки получается буква н. Дети строят и другие буквы, такие как х, т, к, п, д, г, р, ч, л, у ф.
Затем дети упражняются в написании буквы мелом на доске и, когда напишут, оценивают их написание, отмечая лучшие и более правильные.
Следующий вид работы – написание букв в тетрадях. Дети старательно пишут эти буквы, а затем слоги и короткие слова простым карандашом в тетради. Для письма используются тетради в линейку. Дети пишут через строчку. В начале каждой строчки дается образец написания.
Эти работы мы оцениваем отметкой. Таким образом, на занятии используется одновременно несколько анализаторов – зрительный, речедвигательный и слуховой, плюс разработка кисти руки, т.е. формирование двигательного навыка при написании букв. Наш опыт убеждает в том, что, чем больше анализаторов участвует в ознакомлении с новым материалом, тем легче, быстрее и прочнее дети его усваивают.
На занятиях по обучению грамоте мы широко используем игру «Живые буквы». Проводим ее, так же, как игру «Живые звуки», в различных вариантах. Буквы могут «двигаться», «меняться местами», отчего получается новое слово. Слово может преобразовываться в игре одни буквы «уходят», другие «становятся» на их места: мишка – мышка, кот – ток, сом – сок – сук.
Сущность нравственного воспитания
Моральные кaчествa человека, их основа закладываются еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нрaвственное рaзвитие детей. Мораль - одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функции регулирования повед ...
Общие сведения о перспективе
Перспектива (фр. perspective от лат. Perspicio - ясно вижу) - 1. Явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися на горизонте в двух точках (спереди и сзади наблюдателя); 2. Способ изображения объемных тел, перед ...
Теоретические аспекты
обучения
Говоря об основной цели любой системы образования – развитии личности обучаемого, следует прежде всего подчеркнуть одно из основных положений современной педагогической психологии, согласно которому обучение является не только условием, но и основой и средством психического и в целом личностного ра ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.