Педагогическое содействие в выборе учащимися форм продолжения образования как педагогическое понятие

Педагогика » Педагогическое содействие в выборе учащимися 9-го класса форм продолжения образования » Педагогическое содействие в выборе учащимися форм продолжения образования как педагогическое понятие

Страница 1

Перед выпускником основной ступени общеобразовательного учреждения встаёт необходимость совершения ответственного выбора профилирующего направления собственной деятельности. Важность подготовки к этому ответственному выбору в предстоящих условиях – более вариативного и дифференцированного обучения на старшей ступени, чем это имеет место в традиционной школе, сегодня определяет серьезное значение педагогического содействия учащимся 9-х классов в выборе форм продолжения образования.

Педагогическое содействие в выборе учащимися форм продолжения образования происходит в образовательном процессе.

Г.Н. Сериков в своих исследованиях под образовательным процессом понимает «продвижение учащихся к образованности, осуществляемое во взаимодействии с другими учащимися и (или) с педагогическими работниками, либо самостоятельно, с применением специально разработанных средств и при наличии определенным образом организованных условий».

В процессе обучения неизбежно социальное взаимодействие между преподавателями и учащимися – так называемое, учебно-педагогическое взаимодействие. Г.Н. Сериков понимает под ним взаимодействие учащихся и педагогических работников, направленное на совместное выполнение каждым из них своих функций. В этом смысле участники образования становятся партнерами. Учебно-педагогическое взаимодействие может осуществляться через непосредственные контакты между партнерами в общении, в совместном решении учебных задач, во взаимодействии друг с другом. В своих исследованиях Г.Н. Сериков подчеркивает, что роль педагога, учителя сводится к созданию условий, в которых человек, получающий свое образование, мог бы удовлетворить свои душевные, духовные и образовательные потребности. Такой подход предполагает не руководство образованием учащихся, а сопровождение образованию.

В педагогических исследованиях всё чаще уделяется внимание взаимоотношениям в системах «педагог – ребёнок – родители», «педагог – ребёнок». Анализируя результаты этих исследований, есть основания полагать, что учебно-педагогическое взаимодействие является ведущим фактором образования при соблюдении следующих условиях:

– непрерывность процесса образования. При этом в нём выделяются специально организованные педагогом ситуации-события, проживая которые учащийся приобретает опыт отношения к различным сферам бытия и взаимоотношения с ними;

– если этот опыт присваивается в ситуации-событии не всеми учащимися одновременно, а в зависимости от индивидуальной траектории развития каждого;

– участники учебно-педагогического взаимодействия находятся в субъект-субъектной позиции по отношению друг к другу;

– педагог осуществляет не только коррекцию образовательной траектории учащихся, но и всячески поддерживает их стремление к собственному росту, способствуя формированию эмоционально-ценностных отношений к различным событиям и явлениям жизни, собственному образу и жизни;

– педагог обращает внимание не только на внешнее проявление образованности, но и на внутренний мир, культурный уровень учащегося;

– педагог стремится, чтобы учащийся в любой возникающей ситуации мог сделать правильный выбор, был способен совершить усилие, способствующее его самоопределению, самосовершенствованию;

– в проектировании ситуации развития учащимися отведена роль активного субъекта, ответственного за собственный личностный рост, когда он сознательно, в сотрудничестве с педагогом определяет цели саморазвития, самоопределения.

Нужно отметить, что учебно-педагогическое взаимодействие является одним из способов активизации саморазвития, самоактуализации и самоопределения ребёнка. Становление готовности учащихся к выбору форм продолжения образования необходимо осуществлять при помощи, поддержке, управлении и контроле педагога в процессе учебно-педагогического взаимодействия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Принципы формирования графического навыка
На первом этапе формирования графического навыка задача состоит в том, чтобы научиться правильно сидеть, держать ручку, тетрадь; на втором – писать важнейшие элементы букв, точнее владеть алгоритмом письма; на третьем – писать буквы; на четвертом – целые слова. Для овладения графическим навыком оче ...

Программа опытно-экспериментальной работы по исследованию модели
Нами были выделены основные этапы опытно-экспериментального исследования: 1. подготовительный; 2. организационный; 3. практико-реализующий; 4. обобщающий и определена последовательность действий по формированию единого социокультурного пространства досугового учреждения: 1. Фиксация субъектами соци ...

Повторное диагностирование речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Методические рекомендации к организации и проведению занятий в детском саду
Для проверки эффективности разработанной методики использования дидактических игр и занятий по развитию речи дошкольников мы провели 3 этап эксперимента. Данные второго этапа эксперимента показали, что после целенаправленного применения дидактических игр уровень развития речи в экспериментальной гр ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru