Результаты констатирующего этапа эксперимента определили задачи формирующего этапа эксперимента.
Из полученных данных констатирующего этапа эксперимента, на формирующем этапе эксперимента мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Разработать и провести 3 урока по обществознанию на темы:
· «Из книжной сокровищницы Древней Руси»
· «Куликовская битва»
· «Говорящие» вещи и рукописи»
В 3 «А» – в традиционной системе, в 3 «Б» – в деятельностной системе.
2. В разработанных уроках поставить перед собой следующие цели:
· развивать умение учащихся полно отвечать на вопросы
· развивать умение учащихся четко и грамотно излагать свои мысли
· сформировать у учащихся представление о таких понятиях, как:
Куликовская битва, летопись, киноварь, рукопись, Кремль, первопечатники, пергамен и др.
Формирующий этап эксперимента заключался в следующем:
Работа проводилась по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» 3 класс.
Внимание решению речевых задач уделялось на всех этапах урока.
В 3 «Б» классе проводилась работа с использованием деятельностной технологии.
Было проведено 3 урока на те же темы, что и в 3 «А» классе.
Учащиеся было одновременно интересно и трудно, так как с таким видом урока сталкиваются не часто.
На всех трех уроках ребята сами определяли тему урока и ставили перед собой задачи, с которыми необходимо будет справиться к концу урока, то есть учителем создавалась ситуация затруднения.
Рассмотрим наиболее подробно
урок по теме «Из книжной сокровищницы Древней Руси»
, проведенный в 3 «Б» классе в технологии деятельностного метода:
На этапе урока самоопределение к деятельности
мы заинтересовали детей дальнейшим проведением урока. Ребята не знали, кто изобрел азбуку, и им стало интересно узнать об этих людях. У детей появилась мотивация в обучении, они узнали над чем они будут работать в течение урока. Это в свою очередь активировало их речевую активность.
На следующем этапе урока актуализация знаний и мотивация,
ребята вспомнили, что они проходили на прошлом уроке. С целью развития речевых умений, а в частности для развития полноты ответа и умения обосновать свою точку зрения последним был задан вопрос: «В чем важность открытия берестяных грамот?». Ребятами были даны множество интересных и грамотных ответов, например: «благодаря таким грамотам, современные люди могут многое узнать о жизни наших предков». Также ребята связали этот вопрос с темой данного урока и сказали, что появление берестяных грамот подтолкнуло к появлению азбуки.
На этапе постановка учебной задачи и выявление места затруднения
ребята выяснили, что они не знают, кто изобрел азбуку, как это происходило и когда. Опираясь на это дети сформулировали задачи урока:
· Узнать как и когда появилась первая азбука
· Узнать о создателях первой азбуки
· Узнать о ситуации на Руси того периода
С помощью наводящих вопросов учителя и использовании учебника ребята сформулировали тему урока: «Из книжной сокровищницы Древней Руси».
На следующем этапе урока «открытие» детьми нового знанияс целью развития речевых умений, таких как умение полно ответить на вопросы, обосновать свою точку зрения, умение работать с понятиями и др. учителем было использовано множество различных приемов, например:
1) работа с учебником – при котором дети по цепочке читали в слух, а другие дети слушали и проговаривали про себя, что развивает речевые умения
2) рассказ учителя – при котором дети внимательно слушали, задавали вопросы и делились собственным мнением, что развивает полноту ответа, а также ребенок выполняет такие психические действия как анализ, синтез, обобщение.
3) самостоятельная работа с учебником – при котором дети работают самостоятельно, в своем темпе, так как он привык. Затем учителем задаются вопросы на проверку осознанности чтения.
4) работа с раздаточным материалом – учитель раздают детям дополнительный материал, по которому дети работают в парах. Этот прием хорошо развивает не только речевые умения, но и коммуникативность и дружелюбность детей, умение работать в коллективе.
Программа опытно-экспериментальной работы по исследованию модели
Нами были выделены основные этапы опытно-экспериментального исследования: 1. подготовительный; 2. организационный; 3. практико-реализующий; 4. обобщающий и определена последовательность действий по формированию единого социокультурного пространства досугового учреждения: 1. Фиксация субъектами соци ...
Словарно-орфографическая работа на основе
этимологического анализа
На основании анализа лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы, учебников по русскому языку для начальных классов и по результатам констатирующего эксперимента нами были определены следующие задачи обучающего эксперимента: отобрать из программных списков такие слова с непр ...
Диагностика структуры воспитательных явлений
“Всех людей захотелось хвалить? Веселюсь. В умном сердце глубоко запрятана грусть!” Исикава Такубоку Понятие “структура” означает взаиморасположение составных частей изучаемого явления. Следовательно, структурная диагностика направлена на изучение внутреннего строения воспитательного процесса. До с ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.