Формирование речевых умений на уроках истории в традиционной и деятельностной технологии на формирующем этапе эксперимента

Педагогика » Формирование речевых умений у учащихся начальной школы на уроках истории » Формирование речевых умений на уроках истории в традиционной и деятельностной технологии на формирующем этапе эксперимента

Страница 1

Результаты констатирующего этапа эксперимента определили задачи формирующего этапа эксперимента.

Из полученных данных констатирующего этапа эксперимента, на формирующем этапе эксперимента мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Разработать и провести 3 урока по обществознанию на темы:

· «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

· «Куликовская битва»

· «Говорящие» вещи и рукописи»

В 3 «А» – в традиционной системе, в 3 «Б» – в деятельностной системе.

2. В разработанных уроках поставить перед собой следующие цели:

· развивать умение учащихся полно отвечать на вопросы

· развивать умение учащихся четко и грамотно излагать свои мысли

· сформировать у учащихся представление о таких понятиях, как:

Куликовская битва, летопись, киноварь, рукопись, Кремль, первопечатники, пергамен и др.

Формирующий этап эксперимента заключался в следующем:

Работа проводилась по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» 3 класс.

Внимание решению речевых задач уделялось на всех этапах урока.

В 3 «Б» классе проводилась работа с использованием деятельностной технологии.

Было проведено 3 урока на те же темы, что и в 3 «А» классе.

Учащиеся было одновременно интересно и трудно, так как с таким видом урока сталкиваются не часто.

На всех трех уроках ребята сами определяли тему урока и ставили перед собой задачи, с которыми необходимо будет справиться к концу урока, то есть учителем создавалась ситуация затруднения.

Рассмотрим наиболее подробно

урок по теме «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

, проведенный в 3 «Б» классе в технологии деятельностного метода:

На этапе урока самоопределение к деятельности

мы заинтересовали детей дальнейшим проведением урока. Ребята не знали, кто изобрел азбуку, и им стало интересно узнать об этих людях. У детей появилась мотивация в обучении, они узнали над чем они будут работать в течение урока. Это в свою очередь активировало их речевую активность.

На следующем этапе урока актуализация знаний и мотивация,

ребята вспомнили, что они проходили на прошлом уроке. С целью развития речевых умений, а в частности для развития полноты ответа и умения обосновать свою точку зрения последним был задан вопрос: «В чем важность открытия берестяных грамот?». Ребятами были даны множество интересных и грамотных ответов, например: «благодаря таким грамотам, современные люди могут многое узнать о жизни наших предков». Также ребята связали этот вопрос с темой данного урока и сказали, что появление берестяных грамот подтолкнуло к появлению азбуки.

На этапе постановка учебной задачи и выявление места затруднения

ребята выяснили, что они не знают, кто изобрел азбуку, как это происходило и когда. Опираясь на это дети сформулировали задачи урока:

· Узнать как и когда появилась первая азбука

· Узнать о создателях первой азбуки

· Узнать о ситуации на Руси того периода

С помощью наводящих вопросов учителя и использовании учебника ребята сформулировали тему урока: «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

На следующем этапе урока «открытие» детьми нового знанияс целью развития речевых умений, таких как умение полно ответить на вопросы, обосновать свою точку зрения, умение работать с понятиями и др. учителем было использовано множество различных приемов, например:

1) работа с учебником – при котором дети по цепочке читали в слух, а другие дети слушали и проговаривали про себя, что развивает речевые умения

2) рассказ учителя – при котором дети внимательно слушали, задавали вопросы и делились собственным мнением, что развивает полноту ответа, а также ребенок выполняет такие психические действия как анализ, синтез, обобщение.

3) самостоятельная работа с учебником – при котором дети работают самостоятельно, в своем темпе, так как он привык. Затем учителем задаются вопросы на проверку осознанности чтения.

4) работа с раздаточным материалом – учитель раздают детям дополнительный материал, по которому дети работают в парах. Этот прием хорошо развивает не только речевые умения, но и коммуникативность и дружелюбность детей, умение работать в коллективе.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений
Пропедевтика обучения решению текстовых задач алгебраическим методом. Решение текстовых задач способствует развитию мышления учащихся, более глубокому усвоению идеи функциональной зависимости, повышает вычислительную культуру. В процессе решения текстовых задач у учащихся формируются умения и навык ...

Задачи в истории математического образования в России
С древнейших времен люди сталкивались с необходимостью решения различных практических задач. Приходилось отыскивать способы их решения. Т.о., текстовые задачи изначально были «движущей силой» развития математики. Математические знания были связаны с практическими нуждами людей: летоисчислением, выч ...

История становления и развития системы дошкольного образования в США
Америка давала приют представителям многих религиозных течений и групп, которые бежали туда, чтобы в максимально чистом виде исповедовать свое учение и воспитывать детей. До 1830 г. раннее воспитание детей понималось в большинстве случаев как воспитание в кальвинистском духе (нетерпимый протестанти ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru