Анализ психологической, педагогической литературы подтверждает важность развития критического мышления и в связи с этим необходимость использования технологии развития критического мышления. Следует отметить, что языковое образование занимает важное место в жизни общества. Изучение иностранного языка нацелено на развитие гармоничной личности, готовой к межкультурной коммуникации. Задача развить личность возлагается на педагогов.
Таким образом, урок иностранного языка – неотъемлемая часть школьного образования. Перед учителем поставлена непростая задача - научить учащихся критически мыслить при обучении иностранному языку.
Проанализировав методическую литературу, мы не получили четкого представления о том, разработана ли технология развития критического мышления в методике обучения иностранным языкам. Это позволяет предположить, что развитию критического мышления на уроке иностранного языка уделяется крайне мало внимания.
С целью знакомства с опытом использования технологии развития критического мышления на уроках иностранного языка было проведено анкетирование. В анкетировании приняли участие шесть учителей английского и немецкого языков МОУ «Павлоградская гимназия» Павлоградского района Омской области, имеющих непрерывный стаж работы в школе от 5 до 18 лет. Разработанная анкета состояла из 6 вопросов с вариантами ответов (Приложение № 1). Результаты анкетирования были проанализированы и представлены в диаграммах.
Отвечая на первый вопрос «Какое значение Вы вкладываете в понятие "Критическое мышление"?», 5 (84 %) учителей определили критическое мышление, как способность среди множества решений выбирать наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложное (Диаграмма № 1). Лишь в ответе одного учителя (16 %) "критичность" приравнивалась к "негативности", то есть критическое мышление представлялось учителю как негативность суждений, умение подвергать все факты легкому скепсису и не принимать всё на веру.
Диаграмма № 1.
«Какое значение Вы вкладываете в понятие "Критическое мышление"?»
Ответы на второй вопрос анкеты «Как Вы считаете, почему современный школьник должен владеть навыками критического мышления?» показали, что все учителя (100 %) осознают необходимость развития критического мышления учащихся. По их мнению, критическое мышление способствует взаимоуважению учащихся, помогает оптимизировать учебный процесс, улучшает качество усвоения материала.
Ответы на третий вопрос «Какие приемы и стратегии развития критического мышления Вы знаете?» показали, что с такими приемами и стратегиями развития критического мышления, как «Кластер», «Бортовой журнал» и «Инсерт», учителя не знакомы. Известными для 4 учителей (68 %) являются стратегии «Мозговой штурм», для одного учителя (16 %) - таблица «З. Х. У» и для одного учителя (16 %) - «Эссе» (Диаграмма № 2).
Диаграмма № 2.
«Какие приемы и стратегии развития критического мышления Вы знаете?»
На вопрос «Какие приемы и стратегии развития критического мышления Вы используете на уроке?» были предложены те же варианты ответов. Таким образом, 4 учителя (68 %) выбрали четвертый вариант - «эссе» , 2 учителя (16 %) используют приемы «мозговой штурм» и 2 (16 %) - таблицу «З.Х.У» (Диаграмма № 3). Остальные приемы, как «Кластер», «Бортовой журнал» и «Инсерт» учителя не используют на уроке. Возможно, это связано с тем, что они не имеют четкого представления об этих приемах. Поэтому учителя не владеют ими и не применяют на практике.
Диаграмма № 3.
«Какие приемы и стратегии развития критического мышления Вы используете на уроке?»
Наше предположение подтверждают ответы учителей на следующий вопрос «По какой причине Вы не используете остальные приемы?» Все учителя (6 человек – 100 %) выбрали первый вариант. Причина, по которой педагоги не используют остальные стратегии, заключается в том, что они не имеют четкого представления об использовании данных приемов (Диаграмма № 4).
Пути преодоления неуспеваемости школьников
В настоящее время можно считать доказанным, что при правильно организованном учебно-воспитательном процессе можно добиться успеваемости каждого ребенка, обучающегося в школе. Неуспеваемость ученика всегда (говорим о здоровых детях) является результатом ошибок в воспитании и обучении в школе, а иног ...
Формирование музыкально-эстетической культуры - важнейшая задача
музыкально-эстетического развития старшеклассников
Проблема музыкального воспитания подрастающего поколения во все времена была актуальной. Она находила отражение в трудах философов, психологов, педагогов еще времен римской античности. Воспитание тогда складывалось в системе освоения «семи свободных искусств»: квадриум (арифметика, геометрия, астро ...
Элективный курс «Функции и графики»
Предлагаемый элективный курс по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов посвящен одному из основных понятий современной математики - функциональной зависимости. Понятие функциональной зависимости, являясь одним из центральных в математике, пронизывает все ее приложения, оно, как ни одно другое ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.