Программа по использованию элементов технологии развития критического мышления при обучении монологической речи на уроках немецкого была частично реализована в 11 классе МОУ «Павлоградская гимназия» в период педагогической практики в рамках темы «Kinder – Eltern – Kontakte».
Фрагмент урока №1.
Тема: Kinder – Eltern – Kontakte.
Практическая цель: развитие умений чтения с полным пониманием и умений монологической речи на основе текста.
Задачи: - уметь отличать главную информацию от второстепенной;
- уметь озаглавить текст;
- уметь выразить отношение к прочитанному;
- уметь аргументировать свою точку зрения.
Развивающая цель: развитие качеств: вдумчивости, обоснованности, аргументированности.
Образовательная цель: формировать навык самостоятельной работы на уроке.
Воспитательная цель: привлечение внимания к проблеме взаимоотношений детей и родителей.
Этап урока |
Комментарий |
I. Организационный момент. Guten Tag, Kinder. Heute setzen wir unsere Besprechung des Themas «Kinder-Eltern-Kontakte» fort. Heute lesen wir einen Text zu diesem Problem. Aber zuerst erinnern wir uns daran, was wir schon wissen. | |
II. Подготовка к предъявлению нового материала, подготовка к восприятию текста. Постановка коммуникативной задачи. (Предтекстовый этап) (текст №1 Приложение № 4) Учитель: Ergänzt bitte das Diagramm. Welche Probleme oder Konflikte habt ihr mit euren Eltern gehabt? Wenn ihr an diese Probleme denkt, woran denkt ihr dann zuerst? - Wie meint ihr, sind die Probleme von Jugendlichen und den Eltern in Russland und in Deutschland ähnlich? Warum meint ihr so? |
Работа с диаграммой. позволяет активизировать жизненный опыт учащихся, работа учащихся характеризуется осознанностью и личностной значимостью. принцип ситуативности обучения. развиваемые качества: ассоциативность, сообразительность, инициативность. задание, разработанное в рамках метода гипотез: развитие умения аргументировать свою точку зрения. |
III. Этап предъявления нового материала и превичная проверка понимания. (Текстовый этап: чтение с полным пониманием) Учитель: Also das Problem der Kinder - Eltern - Kontakte ist mit dem Wohnen verbunden. Es ist wirklich so. Lest bitte diesen Auszug aus einem Interview mit Linda. Leider sind die Fragen und Antworten völlig durcheinander geraten. Bringt die Fragen und Antworten in eine sinnvolle Reihenfolge, so dass sie ein zusammenhängendes Gespräch ergeben. Учащиеся читают вопросы и ответы и выстраивают интервью в логике изложения фактов. Учитель: - Findet einen Titel für diesen Text. - Wie ist der Hauptgedanke in diesem Text? |
деление текстового материала на смысловые части. Развиваемые качества: воображение, готовность к придумыванию, сообразительность |
IV. Этап контроля понимания текста. (Проверка понимания содержания текста) Учитель: Was habt ihr über Lindas Leben erfahren? Überprüft folgende Aussagen. Steht das im Text oder nicht? • Linda lebt mit ihrer Mutter. • Linda ist 18 Jahre alt. • Lindas Freund heißt Michael. • Linda macht nichts zu Hause. • Sie macht alles allein. • Sie studiert und arbeitet gleichzeitig. • Lindas Schwester ist 24, sie wohnt in Wiesbaden. |
упражнения на понимание содержания текста в рамках метода фактов. (предлагается отличить факты текста от нефактов). Развиваются: внимательность, память учащихся. |
V. Этап применения ЗУНов. (Информационная переработка текста с целью ее присвоения) Учитель:Und jetzt lest den Text noch einmal. Wie beurteilt ihr das Verhalten der beiden? Benutzt dabei folgende Redemittel: Es ist toll, dass . Blöd, dass . Nichts Schlimmes, das . Quatsch, es ist nicht richtig/ schön/gut . |
обобщение и синтез полученных фактов, обсуждение проблемы, поставленные в тексте. Учатся выражать свое отношение к прочитанному, реагировать на поведение или поступки героев. Развиваемые качества: вдумчивость, обоснованность, аргументированность. |
VI. Заключительный этап. Подведение итогов урока. (Порождение устноречевого высказывания) Welche Probleme oder Konflikte habt ihr oder eure Freunde mit den Eltern gehabt? Wenn ihr an diese Probleme denkt, woran denkt ihr dann zuerst? Besprecht das in einem Kreis! |
Прием “двухрядный круглый стол”. Участники этой группы свободно высказываются по проблеме. Участники “внешнего” круга фиксируют высказывания участников «внутреннего” круга, готовя свои комментария и вопросы. В заключение работы учитель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего делает свои замечания и комментарии. |
Детское словотворчество
Для нас очевидно, что большую часть слов ребенок заучивает путем подражания: "Дай-дай", - обращается к годовалому сынишке мать и берет у него из рук игрушку; "дай-дай" - повторяет малыш. "Киса, это - киса",- показывает на кошку взрослый; "ки-и" - как эхо, отз ...
Формирование системных знаний о труде взрослых у
детей дошкольного возраста
В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и желают сами что-то сделать. До семи лет они легко овладевают несложными трудовыми умениями по самообслуживанию, поддержанию чистоты и порядка, уходу за растениями. Ознакомление с трудом взрослых ...
Ритмика, физическая культура, игровая деятельность и арттерапия как
средство развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Игровые методы для развития речи, используемые в работе с детьми с задержкой психического развития Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернут ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.