Метод (от греч. Methodos - путь к чему-либо) - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. В педагогике под методом педагогического процесса (обучения, воспитания) понимают способ упорядоченной совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на решение задач обучения, воспитания, развития .
Известный мыслитель эпохи нового времени Ф. Бэкон (1561-1626) сравнивал метод с фонарем, освещающим путь ученого в темноте . Действительно, выбранный метод достижения определенных целей порой играет важную роль в жизни человека, позволяя ему быстро достичь желаемого результата.
Метод обучения реализуется в единстве целенаправленных деятельностей педагога и ученика, в их активном движении к моменту педагогической истины - усвоению учащимися знаний, овладению ими соответствующими умениями и навыками. В древние времена преобладали методы обучения, основывавшиеся на подражании. С момента организации школ появились словесные методы, доминировавшие в средние века. В эпоху великих открытий получили развитие методы наглядного обучения, помогающие применять знания на практике. На рубеже XIX-XX вв. интерес вызвала концепция, получившая название "учение через деятельность", основанная на практических методах обучения.
Каждый метод имеет свою структуру, состоящую из элементов (частей, деталей), которые называют методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод разные учителя могут реализовать с помощью различных приемов.
Метод включает в себя ряд приемов, но сам не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы преподавателя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности.
К настоящему времени создан обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов обучения. Их классификация позволяет выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию.
"Вопрос о классификации методов обучения в педагогической литературе носит крайне дискуссионный характер. На это указывает многочисленность классификаций с разнообразными подходами, выдвинутыми педагогами разных лет. Плюрализм в подходах не означает, однако, неопределенности в дидактике по этому вопросу. Это естественный процесс развития методов обучения, в котором каждый автор имеет право на свой подход. Тем более, что каждая классификация в принципе задумывается автором с учетом максимального охвата факторов процесса обучения в системе: цели обучения - содержание и логическая структура учебного материала - принципы и средства обучения - преподаватель - обучающийся - методы. И все-таки большинство классификаций, хотя и рассчитываются в идеале на универсальность применения, тем не менее имеют свою функциональную направленность и практически решают какую-то определенную педагогическую задачу с позиций ведущего фактора (форма, содержание учебного материала и т.д.)" .
Классификация методов обучения зависит от того, какое основание избирается для их разработки. Первое наиболее полное описание системы методов обучения, сложившихся к 60-м гг. XX в., дал Е.Я. Голант, который предложил классификацию методов обучения по уровню активности учащихся:
пассивные;
активные.
Затем классификацию методов обучения по уровню включенности в продуктивную (творческую) деятельность сделали М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер, выделившие следующие методы:
объяснительно-иллюстративные;
репродуктивные;
проблемное изложение изучаемого материала;
частично-поисковые;
исследовательские.
С иных позиций к классификации подошли Е.И. Перовский и Д.О. Лордкипанидзе, предложившие классификацию методов обучения по источникам получения знаний:
словесные;
наглядные;
практические.
М.А. Данилов и Б.Н. Есипов разработали классификацию методов обучения по дидактическим целям, выделив следующие методы:
приобретение новых знаний;
формирование умений и навыков и применения знаний на практике;
проверка и оценка знаний, умений и навыков. Ю.К. Бабанский предложил следующую классификацию методов обучения:
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные и практические; индуктивные и дедуктивные; репродуктивные и проблемно-поисковые; методы самостоятельной работы;
методы стимулирования и мотивации: интерес к учению, чувство долга и ответственности в учении;
методы контроля и самоконтроля: устные, письменные и лабораторно-практические.
Метод обучения - понятие весьма сложное и неоднозначное из-за его многогранности. По мере накопления наших знаний о человеке, его психических возможностях, его способностях меняются взгляды на процесс обучения, открываются новые направления работы, новые ориентиры. Это приводит к появлению новых способов обучения, разработке новых методов.
Обучение решению задач-головоломок детей дошкольного возраста
В истории развития дошкольной дидактики и методики формирования математических представлений место и роль занимательного материала рассматривались с разных позиций. В начале нашего столетия, когда не было специальных работ, направленных на раскрытие вопросов методики обучения дошкольников математик ...
Основные направления правовой,
социально-психологической и психотерапевтической и реабилитации
подростков-девиантов
Развитие реабилитационного направления в подростковой психотерапии предполагает системное воздействие на комплекс клинико-биологических и социально-психологических характеристик подростка. В основе психического здоровья подростка лежит его реальное воспитание и содержание, обеспечивающее подготовку ...
Особенности организации, модели и принципы профильного обучения школьников
Организация профильного обучения обусловлена выбором модели профилизации. Основные модели определяет Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комби ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.