Взаимная форма обучения чаще всего практикуется автором настоящей работы при формировании умений и навыков младшеклассников.
После фронтального закрепления учебного материала предлагаю ученикам совместно делать упражнения. В процессе выполнения работы они совещаются друг с другом, осуществляется оптимальный выбор способов решения.
Например, на уроке русского языка в 4-м классе работа в динамических парах проводится с диктантами. Сначала заготавливаются разные тексты диктантов по изучаемой теме. Каждый ученик получает один из текстов, отличный от всех. Все учащиеся работают в парах сменного состава в следующем порядке: 1. один из работающих в паре читает по предложениям текст, другой пишет; 2. затем другой ученик (тот, который перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет; 3. потом каждый берет тетрадь своего соседа и без заглядывания в карточку проверяет написанный им диктант; 4. открывают карточки и по карточкам проверяют второй раз (уже вместе); 5. допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор своих ошибок; 6. каждый в своей тетради записывает разбор своих ошибок. 7. снова берут тетради друг друга, еще раз все просматривают и ставят свои подписи: «Проверил Иванов», «Проверила Петрова». После того, как задания выполнены, друг у друга проверены, пара распадается. Освободившиеся ученики образуют новые пары. Учащиеся в выборе партнера для совместной работы свободно перемещаются по классу, образуя новые диалогические сочетания обучают друг друга по своим карточкам-заданиям.
Рассмотренный выше прием взаимного обучения применяется на отдельных этапах урока. Но на уроках обобщения и закрепления той или иной темы рекомендуется проводить коллективные учебные занятия, используя различные формы взаимного обучения на протяжении всего урока.
При организации таких коллективных занятий важно учитывать ряд специфических особенностей: 1. каждый участник занятий попеременно выступает в своеобразной роли то «ученика», то «учителя»; 2. ближайшая цель каждого участника занятий и «ученика» и «учителя» – учить всему тому, что он знает или изучает сам; 3. деятельность каждого участника занятий имеет отчетливо общественно полезную окраску, так как он не только учится, но и постоянно обучает других; 4. основной принцип работы – все по очереди учат каждого и каждый всех; 5. каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей по учебной работе; 6. полное совпадение и единство коллективных и личных, индивидуальных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.
Возможна организация изучения учащимися программного материала в группах по учебникам. Ученики сначала читают текст учебника, затем совместно разбирают его содержание, отвечают на вопросы, заранее подготовленные учителем. В процессе сотрудничества учащиеся усваивают материал учебника лучше, чем при индивидуальной работе. Но в данном случае групповая форма работы менее эффективна, чем фронтальная.
На мой взгляд, групповая работа наиболее результативна в плане формирования у школьников обязательных результатов обучения, а также развития творческих способностей каждого ученика. Например, работа строится следующим образом. Каждая группа получает карточку с заданиями. Ученики в группе приступают к работе. В случаях затруднения плохо подготовленному, слабоуспевающему ученику оказывают помощь среднеуспевающие и хорошо успевающие ученики. Всю работу в группе организует ответственный консультант. Когда все задания выполнены, ответственный консультант оценивает деятельность каждого ученика в группе. При этом учитываются: 1) правильность выполнения каждого задания; 2) уровень самостоятельности. Следующий этап – отчёт групп о проделанной работе. Отметка за работу выставляется в виде дроби: в числителе – оценка ответственного консультанта, в знаменателе – результат самоанализа и самооценки учащегося.
Понятие и принципы технологии взаимного обучения
Под педагогической технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение представляет достижение необходимого результата и имеет вероятностный характер. Но педагогическую ...
Изучение химии на профильном уровне
На профильном уровне химия изучается 3 часа в неделю в соответствии со стандартом и примерной программой. Примерная программа по органической химии на профильном уровне. Изучение химии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение сист ...
Роль телевидения в воспитании дошкольника
Семья - наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, в ней воспитываются и взрослые, и дети. О ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.