В области обучения предпринимательству выработалась своя система методов, позволяющая решать основные задачи экономического образования и воспитания. В этой связи методы обучения основам предпринимательства представляют собой систему взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающее усвоение содержания базового и специального разделов обучения, развитие интеллектуальных способностей учащихся, овладение ими средствами и навыками самостоятельной учебной деятельности, направленные на достижение целей экономического образования, воспитания и развития школьников.
При изучении "Основ предпринимательства" могут быть использованы как традиционные методы обучения: словесные наглядные, практические, так и нетрадиционные (активные): проблемные лекции, мозговая атака, дидактические игры, ситуационные методы и др.
Традиционные методы обучения предпринимательству могут быть недостаточно эффективны, поскольку не всегда адекватны структуре предпринимательской деятельности.
Использование средств активного обучения способствует изучению профессиональных задач и проблем - от рассмотрения противоречий практического характера до моделирования реальных проблемных ситуаций на основе системы дидактических игр в процесс обучения. В современных условиях, когда новые сферы деятельности возникают и формируются в течение короткого промежутка времени, необходимо осуществлять подготовку молодежи к действиям в новых областях деятельности, где требуется выполнять комплекс сложно организованных работ, которые могут находиться на этапе формирования, и обучающимся предстоит участвовать в их создании и развитии. Это требует повышения эффективности подготовки учащихся на основе доступных, в том числе имитационных форм деятельности. По своему педагогическому содержанию имитация часто представляет собой деловую игру, когда в процессе учебной деятельности необязательно получение реального продукта, а целью обучения выступает приобретение опыта организации и проведения указанных работ. В условиях дидактической игры учащиеся могут выступать в роли предпринимателя, проходя через различные этапы становления малого предприятия.
Приоритетными методами для формирования экономических понятий в процессе изучения темы "Прибыль как цель предпринимательства" являются: практические методы обучения, так как на протяжении изучения данной темы учащиеся должны научиться производить различные расчеты, которые невозможно реализовать без сформированного понятийного аппарата. Таким образом, практические методы способствуют связи теории с практикой. Ведущую роль в практических методах, во взаимодействии учителя и учащихся играет деятельность последних. Практические методы применяются не только с целью приобретения новых знаний и их закрепления, но и для приобретения умений, которые необходимы для развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности обучаемых и направленные на формирование умений и навыков применять знания в стандартных или измененных условиях с целью достижения их высшего уровня. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановка задачи, планирование его выполнения, управление процессом выполнения, оперативное стимулирования, регулирования, анализ результатов, выявление причин неправильных действий.
При изучении темы "Прибыль как цель предпринимательства" используются такие практические методы как: упражнение, практические работы, дидактические игры.
Необходимость введения и модель предпрофильной подготовки
В предыдущей главе мы определили, что ребенок не готов совершить самоопределение относительно профиля обучения при переходе в старшую школу, поскольку у него не сформирована психологическая готовность к выбору в силу отсутствия тех умений и качеств, которые для этого нужны, а также нет опыта ответс ...
Специфика театрализованной деятельности в процессе
музыкального развития детей
Современная психолого-педагогическая наука располагает данными о том, что все виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и “всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности” (Э.И. Ильенков) ...
Исследование социальной адаптации первоклассников к школьной жизни
Исследование выполнено на базе государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 152 Красногвардейского района. Характеристика базы исследования. Общеобразовательная средняя школа № 152 Красногвардейского района имеет три ступени: начальная школа (1-4 классы), основна ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.