Тема урока: "Образование прибыли предприятия".
Количество часов: 2 академических часа.
Тип урока: приобретения учащимися новых знаний.
Цели урока:
Образовательная: Изучить основные понятия по теме. Научить рассчитывать прибыль.
Развивающая: Развивать память.
Воспитательная: Воспитывать экономическую грамотность
Методы обучения: рассказ, беседа, практическая работа, активный метод обучения - видео-метод.
Средства обучения: Дидактический материал: учебник, программное средство пакет Microsoft Office (Power Point 2003), ТСО: компьютер, ОС Windows 98/2003 или выше, мультимедийный аппарат (проектор).
Опорные понятия: Прибыль, балансовая прибыль, валовая прибыль, чистая прибыль, методы планирования прибыли.
Структура урока:
Организационный момент - 5 мин.
Изложение нового материала - 30 мин.
Вводный инструктаж - 5 мин.
Практическая работа учащихся. Текущий инструктаж - 35 мин.
Заключительный инструктаж - 10 мин.
Уборка рабочих мест - 5 мин.
Ход урока:
Организационный момент:
Урок начинается с приветствия, проверки готовности к работе и наличие учащихся на уроке.
Учитель настраивает учащихся на работу, возбуждает у них интерес, внимание и активное отношение к занятию.
После этого сообщается тема, цель и задачи урока.
Изложение нового материала.
Любое предприятие основной целью своей деятельности считает получение прибыли. Прибыль является одним из показателей успешности работы предприятия, доходы которого превышают расходы, в противном случае предприятие несет убытки. Рост прибыли означает рост деловых возможностей предприятия, его предпринимательской активности.
В общем виде прибыль определяется по формуле 4.1, а в целом по предприятию по формуле 4.2.
П = Цп - С, (4.1)
где П - прибыль;
Цп - цена продукции;
С - себестоимость.
П = В - Срп, (4.2)
где П - прибыль;
В - Выручка от реализации продукции;
С - себестоимость реализованной продукции.
Функции прибыли:
показывает экономическую эффективность, полученную в результате деятельности предприятия;
является основным элементам финансовых результатов предприятия;
служит источником формирования бюджетов разных уровней.
Показатели прибыли на предприятии представлены на рисунке 4.1.
Рисунок 4.1 - Показатели прибыли на предприятии
Балансовая прибыль включает три элемента:
прибыль от реализации товаров (работ, услуг);
прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества предприятия;
прибыль (убыток) от внереализационных операций (операции, не относящиеся к основной деятельности предприятия и не связанные с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнения работ, оказания услуг).
Основные методы планирования прибыли:
Метод прямого счета применяется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Прибыль рассчитывается как разница между выручкой от реализации продукции (за вычетом налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов) и полной себестоимостью продукции.
Метод аналитического счета применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции и в дополнение к прямому методу. Прибыль по несравнимой продукции рассчитывается отдельно.
Метод совмещенного счета совмещает элементы прямого и аналитического методов расчета.
Распределение прибыли предприятия - направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Распределение и использование прибыли имеет свои особенности, обусловленные организационно-правовой формой предприятия (см. таблицу 4.1).
Таблица 4.1 - Распределение прибыли предприятия
Организационно-правовая форма предпринимательства |
Особенности распределения прибыли |
Полное товарищество |
Прибыль распределяется между участниками в соответствии с учредительным договором, в котором определяются доли каждого как в распределении прибыли, так и при покрытии убытков |
Товарищество на вере |
Из полученной балансовой прибыли вносится в бюджет налог на прибыль, после этого часть прибыли выплачивается вкладчикам (коммандистам) в доле, соответствующей их вкладу в капитал товарищества, затем прибыль направляется на развитие предприятия и другие цели. Остаток прибыли распределяется между действительными (полными) товарищами |
Акционерное общество |
Общие механизмы распределения прибыли и порядок выплаты дивидендов фиксируется в уставе общества. Чистая прибыль за вычетом налогов распределяется по фондам: резервному, накопления и потребления, фонду по выплате дивидендов по привилегированным и обыкновенным акциям |
Общество с ограниченной ответственностью |
Прибыль облагается налогом и распределяется в общем порядке, установленном для юридических лиц. При подведении итогов хозяйственной деятельности за год каждому участнику (пайщику) выплачивается доля прибыли, соответствующая его вкладу в уставной капитал, после внесения в бюджет налогов, других обязательных платежей, направления прибыли на развитие предприятия и материальное поощрение работников |
Казенное предприятие |
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития завода и на другие производственные уели, а также на социальное развитие. Свободная часть прибыли, остающаяся после ее направления на указанные цели, подлежит изъятию в доход федерального бюджета |
Предприятие с участием иностранного капитала |
Часть чистой прибыли после вычета налогов распределяется по фондам: резервному, накопления и потребления. Оставшаяся часть прибыли распределяется между российскими и иностранными участниками |
Разработка плана-конспекта
занятия по теме "Прибыль как цель предпринимательства"
Тема урока: "Образование прибыли предприятия". Количество часов: 2 академических часа. Тип урока: приобретения учащимися новых знаний. Цели урока: Образовательная: Изучить основные понятия по теме. Научить рассчитывать прибыль. Развивающая: Развивать память. Воспитательная: Воспитывать эк ...
Адаптация ребенка к школьной жизни как сфера социальной адаптации
Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio – приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменив ...
Роль домашнего компьютера в воспитании дошкольника
Человечество живет в век информации, в век, когда происходит компьютерная революция. Современные люди являются свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в школы и дома. Научно - техническая революция расширила понятие грамо ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.