Таким образом, наиболее существенными признаками ИСД являются следующие:
1) ИСД – это не отдельные элементы деятельности, а их определённое сочетание, система;
2) это такое своеобразное сочетание способов, которое обусловливает наилучшее выполнение деятельности данным человеком, то есть ИСД является средством оптимального приспособления человека к объективным требованиям деятельности;
3) индивидуальный стиль, возникая на основе природных форм реагирования, зависящих от наследственных задатков, не сводится к этим формам, он не фатально детерминирован индивидуально-типологическими особенностями (познавательными стилями, свойствами темперамента, личностными качествами) субъекта, а формируется как интегральный эффект взаимодействия человека с предметной и социальной средой, может изменяться при изменении условий деятельности, вырабатывается в процессе развития, обучения и воспитания.
В исследовании Е.А. Климова выделяются две основные составляющие ИСД – «ядро» и «пристройка» к нему. Ядром стиля деятельности были названы такие особенности, способы деятельности, которые непроизвольно и без заметных субъективных усилий провоцируются в данной субъективной обстановке на основе имеющегося у человека комплекса типологических свойств нервной системы. В качестве пристройки отмечены особенности деятельности, которые вырабатываются в течение некоторых более или менее продолжительных поисков рациональных приёмов работы, адаптации к объективным требованиям деятельности. Это доказывает, что индивидуальный стиль деятельности, в отличие от познавательных стилей, явление формируемое и корректируемое.
Стиль учебной деятельности есть одно из главных условий саморазвития школьника и становления его как субъекта учебной деятельности, индивидуальный способ протекания учебной деятельности школьника (особенности принятия решений, особенности целеполагания, планирования действий, осуществления исполнения действий, протекания процессов рефлексии, самоконтроля, самооценки) сензитивным периодом развития познавательной деятельности является младший школьный возраст, ведущей деятельностью младшего школьника.
Термины «учебная деятельность» и «познавательная деятельность» достаточно близки. Учебная деятельность невозможна без познания. Специально организованное познание составляет сущность учебно-воспитательного процесса. В современной дидактике учебная деятельность (учение) трактуется как разновидность познавательной деятельности, особая форма индивидуального человеческого познания. Любая деятельность ребёнка обязательно включает в себя познание. В этом смысле все виды деятельности младшего школьника могут рассматриваться как особые формы познавательной деятельности. Ведущей ролью познавательной деятельности в развитии и жизнедеятельности младшего школьника и обусловлен наш интерес к формированию индивидуального стиля познавательной деятельности.
Индивидуальным стилем познавательной деятельности (ИСПД) называют индивидуально устойчивую систему способов и приёмов оперирования орудием познавательной деятельности, то есть знаком. ИСПД, по мнению психологов, представляет собой подструктуру личности, обеспечивающую динамичное согласование индивидуальных особенностей человека с наличными целями познавательной деятельности
С одной стороны, природа индивидуального стиля может быть образно обозначена как «внутренняя», поскольку она предопределяется системой разноуровневых свойств интегральной индивидуальности человека, комплексом способностей и потенций. С другой стороны, стиль деятельности всегда взаимосвязан с внешней средой и формируется в соответствии с критериями, требованиями, условиями или ограничениями этой среды. В трудах Л.С. Выготского, А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьева деятельность – это основной способ взаимодействия человека с миром, преобразование человеком объективного мира. Принимая это во внимание, индивидуальный стиль познавательной деятельности – это система индивидуально-своеобразных способов и приёмов активного взаимодействия субъекта с объектом познания (природой, обществом, самим собой, системой культурных ценностей, опытом познания и деятельности и так далее).
Индивидуальный стиль органически связан с понятием «деятельность», характеризуя её, и, с другой стороны, он возникает и формируется главным образом в процессе деятельности. При этом сама деятельность может быть охарактеризована как целенаправленное взаимодействие многих основных систем – «образующих деятельности». Выделяются следующие «образующие»: «мотив, цель, планирование деятельности, переработка текущей информации, оперативный образ (концептуальная модель), принятие решения, действия, проверка результатов и коррекция действий»
Функции проблемного обучения
По своему содержанию и по поставленным целям традиционное образование ориентировано, прежде всего, на усвоение учащимися знаний, умений и навыков. Кроме того, с гуманизацией всей социальной сферы в традиционном образовании стала декларироваться цель всестороннего и гармоничного развития каждого уче ...
Организация работы по воспитанию культуры общения у детей старшего
дошкольного возраста
Формирующий этап эксперимента - комплекс занятий в игровой форме по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста был осуществлен в экспериментальной группе. Целью данного этапа мы определили организацию работы по воспитанию культуры общения дошкольников. Так как, играя, ребенок ...
Место проблемного обучения в педагогических концепциях
В теории и практике педагогики в настоящее время существует большое количество разнообразных концепций, теорий, подходов к обучению, основанных на тех или иных образовательных целях, на тех или иных особенностях передачи или усвоения знаний, развития личности учащихся и т.д. Наиболее теоретически о ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.