Учащиеся получают практические умения и навыки по изготовлению из лоскутов салфеток, прихваток, грелки на чайник. Полученные знания и умения эстетического оформления изделий вышивкой или лоскутной пластикой учащиеся применяют в дальнейшем при изготовлении фартука и выполнении творческого проекта.
В 6 классе федеральной программы образовательной области «Технология» на раздел «Рукоделие» отводится 8 часов на изучение вышивки, в региональной программе отводится 10 часов, но изучается вязание на спицах. При изучении вышивки углубляются знания и умения, полученные в 5 классе, формируются эстетические понятия: композиция, ритм, раппорт, симметрия, ассимметрия, диссимметрия и т.д. (см. Приложение 9 «Словарь эстетических терминов»).
Девочки обучаются технологии выполнения счетных швов (роспись, крест, набор, счетная гладь и др.). Закрепляются полученные навыки изготовления сувениров с использованием вышивки. При обучении вязанию на спицах у учащихся синтезируются полученные знания и умения о вязании на спицах, набору и образованию петель, углубляются и добавляются знания об увеличении и уменьшении вязального полотна и выполнению сложных ажурных узлов.
В 7 классе завершается изучение раздела «Рукоделие», отводится на него 6 часов, посвященных вязанию крючком. У учащихся углубляются полученные ранее знания, умения и навыки работы крючком, формируются понятия о технологии выполнения сложных узоров и схематической его записи, а также эстетические умения по отделке одежды и предметов быта.
Проведя анализ формируемых эстетических знаний и умений по технологии декоративной обработки ткани и волокнистых материалов, мы сделали вывод о недостаточности количества учебного времени, отводимых на изучение раздела «Рукоделие» и о сравнительно небольшом диапазоне изучаемых видов декоративно-прикладного творчества. Исходя из вышесказанного, предлагаем авторский компонент раздела «Рукоделие» образовательной области «Технология» в следующей таблице:
Таблица 3
Авторская программа раздела «Рукоделие» в 5 – 9 классах
Разделы и темы |
Количество часов | ||||
5 кл. |
6 кл. |
7 кл. |
8 кл. |
9 кл. | |
Вышивание простыми декоративными швами |
6 | ||||
1. Вышивка как один из видов декоративно-прикладного искусства. | |||||
2. Подготовка ткани, инструментов и материалов к вышивке. Простейшие ручные швы. | |||||
3. Изготовление салфетки. | |||||
Мягкая игрушка |
4 | ||||
1. Подготовка материалов и инструментов. Раскрой деталей. | |||||
2. Соединение деталей игрушки. Эстетическая отделка изделия. | |||||
Вязание крючком |
6 | ||||
1. Приемы вязания крючком. Узоры для вязания крючком. | |||||
2. Вязание крючком сложных ажуров. Изготовление салфетки. | |||||
3. Выполнение цветка «гвоздичка». Составление букета. | |||||
Бисероплетение |
4 | ||||
1. Приемы нанизывания бисера. | |||||
2. Изготовление браслета в технике. Мозаика. | |||||
Вязание спицами |
6 | ||||
1. Орнамент в вязальных изделиях. Вязание на двух спицах. | |||||
2. Вязание на пяти спицах. Расчет количества пряжи. | |||||
3. Вязание пинеток на двух спицах. | |||||
Аппликация |
4 | ||||
1. Особенности обработки деталей аппликации из различных тканей. | |||||
2. Выполнение образцов аппликации. | |||||
Вышивка в технике счетных узлов |
6 | ||||
1. Законы и приемы композиции. | |||||
2. Выполнение счетных узлов. | |||||
3. Изготовление сувенира. | |||||
Макраме |
4 | ||||
1. Способы выполнения различных узлов. | |||||
2. Изготовление панно. | |||||
Вышивка гладью |
8 | ||||
ИТОГО: |
10 |
10 |
10 |
10 |
8 |
Коллективные и индивидуальные подвижные игры
Различные игры используются специалистами, ведущими внешкольную работу с детьми и подростками для организации их досуга. Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. В педагогической практике используютс ...
Характеристика уровня развития представлений о форме предметов у детей
подготовительной к школе группы на констатирующем этапе эксперимента
Цель констатирующего эксперимента: выявление уровня развития представлений о форме предметов у детей контрольной и экспериментальной групп. В качестве основного метода исследования использовалась диагностика математического развития Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой. Диагностика по методике сост ...
Социально-педагогические аспекты школьной адаптации
Школа - это не только место, в котором происходит обучением детей. Она является важнейшим институтом социального воспитания. Как уже говорилось в предыдущем параграфе, при поступлении ребенка в школу происходит освоение им учебной деятельности, правил и норм поведения в школе. В этом ему помогают п ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.